Митрополит сергий тернопольский. Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий: Церковный раскол на Украине усугубляется сильными мира сего. Владыка, в какой семье Вы родились и воспитывались

В день памяти преподобного Сергия Радонежского - небесного покровителя митрополита Сергия Тернопольского и Кременецкого, публикуем подборку из фрагментов интервью и бесед Владыки.

М итрополит Сергий - один из самых авторитетных и почитаемых архипастырей Украинской Православной Церкви. Владыка с 1991 года возглавляет Тернопольскую кафедру на Западной Украине, постоянно подвергающуюся нападкам со стороны униатов, автокефалистов и раскольников и все это время призывает свою многострадальную паству к мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению.

К ак спасаться, спрашиваете? Взирая на Пастыреначальника Христа. Мы в своей жизни готовимся ко встрече с Ним в любых условиях. К Нему идем… Поэтому море бушует житейское, враг ищет, кого поглотить, а мы, забывая заднее, стремимся в горнее. Эти обстоятельства понуждают нас быть в духовном трезвении, понуждают нас, ленивых, на молитву, вынуждают нас искать помощи у Спасителя. И таким образом, обращаясь к Богу, укрепляемся в вере и начинаем понимать: оказывается, враг борется против нашего спасения, а мы об этом забываем, а он нам напоминает. И мы, переживая это непростое время, пытаемся спастись...

...Г осподь напоминает нам этими испытаниями тщетность надежды на мир, на князи человеческие, на богатство и другие мирские ценности. А мир нас постоянно обманывает, лукавит, хочет затянуть в бездну адскую. Поэтому мы взываем: «Господи, спаси! Господи, помилуй и прости нас, грешных!» И Господь помогает нам … Если возникли какие-то сложные ситуации, неразрешимые вопросы, прежде всего нужно помолиться и спросить себя: «А как в этом случае поступил бы Сам Господь наш Иисус Христос?» Будем помнить, что все в Его руках. Даются нам какие-то испытания, мелкие или глобальные, говорим: «Господи, дай силы пройти их, устоять, не пошатнуться в вере. Помоги ее сохранить!» Что бы мы ни делали, ни предпринимали, будет не так, как кому-то хочется, а так, как угодно Богу. А все испытания в нашей жизни посланы для нашего усердия и молитв.

...К огда мы впали в искушения и пребываем в них, приходит понимание, что самостоятельно не можем с этой ситуацией справиться. Тогда и призываем Бога на помощь. Так в искушении наша немощь познается. Лишний раз помолимся, причастимся – и осознаем, что уповать нужно не на человеческие силы, а на Божьи. Важно, чтобы каждое наше дыхание жизни было о Господе и в Господе...

В едь Господь нас слышит не тогда, когда мы сидим в покое и расслаблены, а когда мы действительно чувствуем беду, тревогу за свои святыни, тревогу о личном спасении. Тогда действительно вопль наш – из глубины души, из сердечного покаяния. Лишь с сердечным покаянием и надеждой на помощь и милость Божию возможно преодолеть все трудности. Господь слышит и помогает и утешает. И в этом мы видим чудо милости Божией, и за это благодарим Господа.

Е сли мы обратимся к Господу, к Матери Божией, к Святой Церкви, то увидим, что в каждой строчке церковных молитв и песнопений есть все необходимое для нашего спасения. И если мы доверимся Господу, то непременно убедимся, что Он наше доверие не посрамит, а защитит от этого мира. Поможет этот мир не презирать, не ненавидеть, а сочувственно отнестись к нему, сочувственно сострадать людям, не знающим Бога, понимая, что они заблудились. И будем благодарить Бога, что Он выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения. Этого мы желаем и людям в миру, которые заблуждаются, ищут Господа или не ищут Его. Желаем всем обрести путь Господа, путь спасения и жить полнотой жизни Святой Церкви. Тогда и в стране нашей наступит мир...

Н аша жизненная необходимость – молитвенное единение с Богом. Без этого нельзя спастись. Но в условиях неприязни, вражды молитва не творится … Господь пришел нас всех исцелить, объединить. Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу, – говорил архипастырь. – Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь немирные друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем Ему служить? Что мы ответим, когда встанем пред Ним на Суде?

Б удем стараться поступать по правде Божией, с терпением, с молитвой, с любовью, и особой молитвой за тех, кто оступился, тех, кто поднял руку на святыню. Вот такой наш путь... Вот верное решение: мы не озлобились, мы не проклинаем, не ищем им кары Божией или смерти, мы отошли и молимся... Ведь даже за раскольников следует молиться, чтобы Сам Господь спас их, неразумных. Все мы – дети Божии, и если мы имеем образ жизни детей Божиих – это лучше всякой проповеди вразумит, остановит и всем нам поможет...

...М олитва – это образ любви друг за друга. Молитва за всех ближних, близких и дальних, за любящих и ненавидящих нас. Эта молитва может все. Самое жестокое сердце она смягчит, доброе сердце – укрепит. Поэтому, сейчас это самое важное. ...Нужно единство в молитве, в единении благодатном с Богом. И в этом благодатном единении с Богом – быть в единении друг с другом и с народом Божиим в целом...

М олитва к Богу всегда действенна. У нас сколько миллионов людей? Если бы каждый хотя бы по маленькой молитве произнес… То это, образно говоря, миллион молитвенных прошений. Обществу нужно к этому прислушаться … Раньше ведь так и было: случилось бедствие какое – люди говорили, что погрешили перед Богом, что надо каяться, крестный ход совершать, спешить в храмы на молитвы... Люди оставляли всё и шли молиться, чувствовали опасность и чувствовали благодать Божию. Такая жизнь у нас тогда была - просто радость в испытаниях... И тогда Господь уводил беду. Так и сейчас. Нужно искать избавления от вражеского пленения и тревог всяческих. Поэтому возрадуемся, что у нас есть время для молитвы и размышлений о жизни вечной...

...М ы стали мыслить слишком по-человечески. Автокефалия, реформы, изменения. Никто не думает о том, как нужно помолиться, как лучше покаяться...Владыка Онуфрий призывает к молитве, но люди не всегда это слышат. Мне кажется, если бы он призывал совершить, например, какой-то человеческий поступок, думаю, его бы люди тут же услышали. К сожалению, люди зачастую видят лишь земное. Но Блаженнейший призывает к высшему, потому что молитва – самый надежный помощник. Для Бога нет невозможного, нет никаких ограничений, молитва и «невозможное делает возможным», как говорил свт. Иоанн Златоуст. Об этом всегда говорит Владыка...

...Г лавное дело для нас, священнослужителей, для христианина – это молитва. Но что делается? В газете написали статью – вот вы такие-сякие. Приносят: вот, Владыка, статья. Как нас оскорбляют, – давайте будем писать опровержение, защищаться. То есть мы завелись. Мы думаем, как отправить статью в другую газету, как обсуждать раскольников и клеймить их. Мы расстроены, не в себе, нет в нас мирного духа, и конечно нет уже Христа с нами. Мы готовы мстить, доказывать. А МЫ ДОЛЖНЫ БЕРЕЧЬ МОЛИТВУ. И всё, что нас отвлекает от молитвы, должно нас настораживать... Появилось что-то новое, нам непонятное. Становимся на молитву: "Господи, вразуми, помоги – угодно Тебе это или нет" – и успокаиваемся...

Е сли нам даны испытания – значит, мы этого достойны. Если Господь нас немного «встряхивает», значит, мы далеко зашли, уклонились от Бога. Мы должны благодарить Его, что у нас есть время – золотое время для покаяния, для укрепления благочестия, веры, для укрепления истины Православия. Благодарность Богу – это доверие Богу, это самый легкий послушный путь. Если мы противимся – это уже непослушание. А так дождь – слава Богу! Солнце – слава Богу! В этом есть что-то такое, что нам не дано знать. Мы ведь не знаем, что нам лучше. Ведь сколько раз в нашей жизни мы что-то просили, не получали по просьбам нашим – и роптали. Проходило время, и мы понимали: как это хорошо, что не получилось то, о чем мы просили. Следует тянуться к Богу! Нужно поспешить, пока есть у нас драгоценное, спасительное время! Самое сложное – довериться Богу! И здесь наш ум должен прислушаться к нашей душе: ереси и расколы – они не от ума и не от сердца. А мы должны смиряться и надеяться на помощь Божию…

...А фонские и другие старцы говорят, что нужно находить время уединяться, УХОДИТЬ ВНУТРЬ СЕБЯ ДЛЯ МОЛИТВЫ. Иначе – не устоим. Вот о чём нужно нам стараться сейчас, усердствовать. Покаяние, благочестивая жизнь и молитва...

...М ы переживаем спасительное, благодатное время. Господь даёт нам возможность свободно помолиться, соприкоснуться со святыней, изучать духовную литературу. Больше уже нечего давать. И надо приобретать всё, что нам щедро посылается Господом. Не нужно расслабляться - долго это время не продлится. Придёт пора, когда всё, что мы собрали, или сгорит, или устоит. И поэтому мы должны чаще общаться друг с другом, учиться стоянию в вере у духовных людей, у новомучеников и исповедников. И очень важно сейчас, чтобы нас не увлекали в сторону, не отвлекали от Христа. Не стоит отвлекаться на праздные разговоры, размышления, на тщетные человеческие попытки спасти Церковь. Не мы спасаем Церковь - Христос спасает Церковь. А мы должны спасаться и жить в Церкви. МЫ ПРИЗВАНЫ ДЛЯ МОЛИТВЫ...


Москва, 6 ноября, Благовест-инфо. «Раскол все более характеризует современную религиозную ситуацию на Украине», -- констатировал архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), выступая 1 ноября на конференции «Церковная жизнь», которая состоялась в рамках VI выставки-форума «Православная Русь».

«Наша главная боль – сохранить Тело Христово в единстве, но с каждым днем задача все сложнее», – сказал архиерей. Подоплека церковных разделений на Украине – сугубо политическая, считает он: «Тенденция церковных расколов продолжается на Украине, и назревают новые попытки усугубить раскол сильными мира сего». Архиепископ Сергий назвал «опасным соблазном» решение церковных проблем не церковными, политико-административными, методами.

Он говорил о разных проявлениях инициированной политиками церковной раздробленности. Так, только в качестве «Украинской автокефальной церкви» позиционируют себя три религиозные организации. Большую тревогу архиерея вызывает и попытки внедрить в школьное образование "версию истории, враждебную православию". Кроме того, заявил архиепископ Сергий все учебные заведения "переданы униатской церкви": это означает, что детей «строем водят причащаться». Отказавшиеся православные дети всеми «презираемы, унижаемы», это «дети-исповедники».

В то же время православные испытывают сильное давление и дискриминацию. Их изгоняют из храмов – так, из 52 храмов Тернополя теперь только один принадлежит Московскому патриархату. Попытка открыть православную школу, включающую государственную программу, окончилась запретом по суду. Даже во время больших праздников – Пасхи, Рождества – православным священникам недоступны СМИ. В стремлении создать Украинскую поместную церковь власти побуждают православных (УПЦ МП) участвовать в совместных молебнах по случаю государственных праздников, но Архиерейским синодом было принято решение не молиться вместе с раскольниками.

Тернопольский архиерей подчеркнул, что «во враждебном окружении инославных» православный народ проявляет особое «мужество в исповедании православия». «Нас провоцируют ответить на зло злом, но мы сохранили мирный дух», -- рассказывал он, упомянув о специальных молебнах «об обращении заблудших и о врачевании расколов», которые служатся в православных приходах.

«Перспектив сохранения канонического православия» в таких условиях, с человеческой точки зрения, практически нет, отметил архиепископ Сергий. То, что «православие выжило», он считает «духовным феноменом» и проявлением особой «милости Божьей». Он также неоднократно подчеркивал в своем выступлении роль православного народа. «Священники под сильным давлением в большинстве своем не устояли, но народ явил удивительную стойкость. Народ хочет жить литургической православной жизнью», – заключил иерарх.


«Для настоящего христианина скорби в радость и во спасение, “ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Рим. 10: 13), – эти слова утешения говорил митрополит Сергий пастве отобранного раскольниками храма в селе Куты Шумского района Тернопольской области в августе 2017 года в шатре палатки, где совершалась Божественная литургия. – Если человек страдания принимает с терпением, то ничто не может дать ему такой радости, которую дарует ему Господь. Это та радость, которую ничто в этом мире не может отнять от нас…» К терпению, мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению не устает призывать многострадальную тернопольскую паству их правящий архиерей – один из авторитетнейших и почитаемых в народе иерархов Украинской Православной Церкви.

В конце 1980-х и начале 1990-х

Вот уже 27-й год возглавляет эту западноукраинскую кафедру митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий). Он принял ее сразу после епископской хиротонии в 1991 году, в 40-летнем возрасте, будучи иеромонахом Почаевской Лавры, когда по Западной Украине уже покатилась волна захватов храмов униатами и автокефалистами, а затем и раскольниками лжепатриарха Филарета Денисенко. Удивительно, что молодой иерарх в числе двух других – епископа Онуфрия, нынешнего Предстоятеля УПЦ, и епископа Алипия (ныне архиепископ Краснолиманский) – не побоялся дезавуировать свою подпись под требованием Филарета предоставить УПЦ статус автокефалии, что неминуемо привело бы Украинскую Церковь к расколу. Собственно, это и произошло через год, когда отпавший от Церкви Филарет провозгласил создание так называемой «УПЦ Киевского патриархата», породив кровоточащий раскол, за что был лишен сана и предан анафеме. Но тогда, в конце 1991-го, еще законный митрополит Филарет был в бешенстве, издал указ о смещении с кафедр Онуфрия, Сергия и Алипия, но боголюбивая паства не пожелала отпускать своих иерархов.

Гонения на православных Тернопольщины начались еще до распада СССР. В 1989 году, после встречи М.С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II в Ватикане, на Украине была возрождена Греко-католическая церковь и при попустительстве властей начались массовые захваты православных храмов. Решением облсовета Тернопольский кафедральный собор был передан униатам, и православные перебрались в храм Рождества Христова на ул. Русскую, 22. Сюда и прибыл новоназначенный владыка Сергий в феврале 1991 года. Но на храм уже положили глаз «автокефалы» УАПЦ, выплывшие из-за океана также на волне «перестройки». Организовывал захваты и грабежи церковного имущества инициатор создания Народного Руха Украины, нардеп и активный национал-патриот Василий Червоний, в политической программе которого была идея «ликвидации УПЦ Московского Патриархата на Украине».

Кстати говоря, Червоний трагически-печально закончил свою жизнь: он умер от удара молнии на рыбалке в 2009 году.


Отобранный храм Рождества Христова был передан раскольникам УАПЦ, и епископ Сергий с паствой вынужден был перейти молиться в епархиальный дом на храмовой территории, который неоднократно подвергался грабежам и нападениям.

Владыка долго и безрезультатно ходатайствовал перед областной администрацией о выделении места под строительство нового кафедрального собора. Инициативу верующих канонической Церкви всячески поддерживал Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан; † 2014), прибывший в Киев в июне 1992 года после исторического Харьковского архиерейского собора УПЦ, на котором он был избран Предстоятелем вместо ставшего на путь раскола Филарета.

В связи с нарушением прав верующих на Украине посылались обращения в ООН, Всемирный совет церквей и другие международные организации. Наконец православным Тернополя выделили место под строительство храма в Восточном массиве областного центра, и после передачи епархиального дома УПЦ автокефальной общине владыка Сергий с паствой перешел молиться в подземную часть строящегося собора.


Удивительно также, что во все периоды политических обострений в стране, во времена «майданов» (в 2004 и 2014 годах), когда активизировались радикальные националистические силы и умножались нападки на каноническую Церковь с захватами православных храмов, владыка Сергий ни разу не призвал паству к ответным силовым действиям, но лишь к мужественному стоянию в вере, преданности Православию, молитве и смирению. «Господь пришел нас всех исцелить, объединить.

Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу, – говорил архипастырь. – Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь немирные друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем Ему служить? Что мы ответим, когда встанем пред Ним на Суде? Что мы ходили на Майдан и ненавидели наших братьев по вере?»

Вера, надежда и любовь владыки Сергия


Золотыми куполами взметнулся к небу построенный красавец-собор во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В новом епархиальном доме разместился духовно-просветительский центр, воскресные школы для детей и взрослых, редакции епархиальных СМИ. В воскресные и праздничные дни собор переполнен, а на Пасху и Рождество, в день престольного праздника всё храмовое подворье заполнено людьми: паства, верная канонам и своему любимому архиерею, внимает его наставлениям, остается верной Православию, несмотря на тяжелую атмосферу неприязни и враждебности. «В Тернополе сейчас такое соотношение конфессий: 70 храмов имеют различные религиозные общины, – рассказывал журналистам владыка Сергий. – А в распоряжении верующих Украинской Православной Церкви – наш единственный построенный собор.

Мы просили участки для новых приходов УПЦ, но для нас нет места. Получается, что мы на своей земле, на своей родине – чужие. Конечно, Бога благодарим за то, что есть. В советское время тоже был один храм, дело не в этом, главное – чтобы была живая литургическая жизнь. И Господь наш постоянно показывает, что Он с нами. Но жаль народ в целом, исторически православный, который пребывает в таком заблуждении…»

Как в условиях нового всплеска агрессии сохранить душевный мир? Как не ожесточится и не прибегнуть к справедливому мщению? Как спасаться в этих условиях и находить силы для молитвы? Эти и другие вопросы намеревались мы задать митрополиту Сергию во время недавней встречи в Тернополе – 13 ноября сего года.

Владыка вышел уставшим. И все же краткая беседа состоялась.

Его каждый будничный день начинается в 7:30 молитвой в алтаре собора, где он вынимает частички о многочисленных духовных чадах, о скорбящих, болящих, терпящих гонения, о почивших и здравствующих служителях Церкви Христовой. Затем следует длительный прием духовенства и мирян в епархиальном управлении. К владыке можно попасть без всякой записи, прямо с улицы, у него нет личного секретаря, который бы предварительно опрашивал посетителей о цели прихода. Люди размещаются в комнате ожидания, и митрополит сам выходит к ним и только по ему ведомому правилу приглашает тех или иных прихожан и священников.

Когда последний посетитель ушел, и мы дождались встречи с ним.

– Как спасаться, спрашиваете? – тихим голосом заговорил владыка. – Взирая на Пастыреначальника Христа. Мы в своей жизни готовимся ко встрече с Ним в любых условиях. К Нему идем… Поэтому море бушует житейское, враг ищет, кого поглотить, а мы, забывая заднее, стремимся в горнее. Эти обстоятельства понуждают нас быть в духовном трезвении, понуждают нас, ленивых, на молитву, вынуждают нас искать помощи у Спасителя. И таким образом, обращаясь к Богу, укрепляемся в вере и начинаем понимать: оказывается, враг борется против нашего спасения, а мы об этом забываем, а он нам напоминает… И мы, переживая это непростое время, пытаемся спастись.

Господь напоминает нам этими испытаниями тщетность надежды на мир, на князи человеческие, на богатство и другие мирские ценности. А мир нас постоянно обманывает, лукавит, хочет затянуть в бездну адскую. Поэтому мы взываем: «Господи, спаси! Господи, помилуй и прости нас, грешных!» И Господь помогает нам. Ведь Господь нас слышит не тогда, когда мы сидим в покое и расслаблены, а когда мы действительно чувствуем беду, тревогу за свои святыни, тревогу о личном спасении. Тогда действительно вопль наш – из глубины души, из сердечного покаяния. Лишь с сердечным покаянием и надеждой на помощь и милость Божию возможно преодолеть все трудности. Господь слышит и помогает и утешает. И в этом мы видим чудо милости Божией, и за это благодарим Господа.


– Владыка, сейчас люди очень политизированы, ежедневно на них обрушивается поток политической информации, часто необъективной и агрессивной. И люди верят в то, что говорят СМИ. Как быть, чтобы не стать заложником такой информационной блокады?

– Наверное, доверие должно быть не к средствам массовой информации. Ведь еще Антоний Великий услышал глас: «Внимай себе! А то суды Божии, и тебе нет пользы их исследовать». А мы говорим и оправдываемся: мол, доверчивые мы и хорошие! Кому мы доверяем? Чей голос мы слушаем? Церкви Христовой, святых отцов? Или голос немощных людей, которые сами заблудились?.. Поэтому нужно серьезно отнестись и ответить на вопрос: кому отдаем свое внимание, кого мы слушаем, на кого надеемся? Откроем Священное Писание, хотя бы Псалтирь – что там сказано? «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3). А наши церковные молитвы о чем говорят? «Все упование на Тя возлагаю, Матерь Божия… Сохрани мя под кровом Твоим».

Если мы обратимся к Господу, к Матери Божией, к Святой Церкви, то увидим, что там в каждой строчке церковных молитв и песнопений есть все необходимое для нашего спасения. И если мы доверимся Господу, то непременно убедимся, что Он наше доверие не посрамит, а защитит от этого мира. Поможет этот мир не презирать, не ненавидеть, а сочувственно отнестись к нему, сочувственно сострадать людям, не знающим Бога, понимая, что они заблудились. И будем благодарить Бога, что Он выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения. Этого мы желаем и людям в миру, которые заблуждаются, ищут Господа или не ищут Его. Желаем всем обрести путь Господа, путь спасения и жить полнотой жизни Святой Церкви. Тогда и в стране нашей наступит мир.

– То есть для того, чтобы как-то исправлять окружающий мир и достигать взаимопонимания и любви, необходимо начинать с себя, с работы над собой?

– Безусловно. Ведь если мы живем покаянной жизнью, молимся, сострадаем грешникам, каемся сами, благодать Божия укрепляет нас и помогает и действует на тех, которые заблудились. И меняется, образно говоря, духовный климат и вокруг нас, и внутри нас, и в обществе, и в государстве. Мы знаем, что благодать Божия меняла и гонителей Церкви и преобразовывала их. Поэтому от нас требуются и терпение, и смирение, и молитва. У святых отцов можно найти примеры, когда даже самые ярые гонители Церкви, видя стойкость христиан, в глубине души их уважали и почитали. А многие и сами становились в ряды мучеников.

Может, наши современники, чинящие зло Церкви, не могут быть такими, но искорка уважения к нам в них все же остается. Они видят, что православные верующие не подчиняются духу времени, не повторяют политические лозунги, а жизнью своей проповедуют любовь, твердость и стойкость в вере, и в глубине души они уважают нас. Поэтому дай Бог нам быть примером и для ближних, и для тех, кто восстает против нас. И чтобы этот пример был примером любви к ближним нашим и к недругам нашим. И чтобы этой любовью, растворенной любовью Христа, мы желали всем спастись.

С митрополитом Сергием (Генсицким)
беседовал Сергей Герук

В Тернопольской епархии

Когда я вошел в тернопольский кафедральный собор во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий совершал проскомидию в нижнем подвальном алтаре храма. Как мне объяснил дежурный послушник епархиального управления, владыка, если не в отъезде, ежедневно приезжает к 7:30 для молитв, до Херувимской вынимает частички о здравии и упокоении своих многочисленных чад и собратьев по служению. Благословляя служащее духовенство на малый и великий входы, он продолжал молиться у жертвенника до начала евхаристического канона. А затем до конца будничной службы оставался там же, читая молитвы. И лишь после окончания литургии вышел из алтаря и стал благословлять паству. Многие женщины пришли с цветами, и он, держа букеты в левой руке, благословляя, беседовал с каждым прихожанином, уделяя некоторым по несколько минут. Очевидно, люди обращались к своему пастырю и за советами. С особенной любовью он благословлял детей, кладя руку на голову и давая прикладываться к кипарисовой панагии. Так прошло минут тридцать.

Потом владыка покинул собор, пересек соборную площадь и вошел в епархиальное управление, где его ждали десятки людей - духовенство, монашествующие, миряне. О беседе владыки со мной заранее было условлено, и архипастырь попросил меня подождать, пока он отпустит посетителей. Я наблюдал в приемной, как выходили люди из кабинета - со светящимися лицами, радостно улыбаясь. Так прошло еще несколько часов. Владыка Сергий после каждого посетителя сам выходил в приемную и, глядя на присутствующих, некоторым делал исключение, принимая их вне очереди. Трудно сказать, чем он руководствовался, но явно не личным знакомством. Его легкая сухопарая фигура в подряснике, светлое живое лицо, внимательный мягкий взгляд карих глаз, участливая речь, непременная улыбка, мгновенная реакция на слова, обращенные к нему, вызывали желание побыть с ним подольше. Ни секретаря, ни дежурного послушника при этом не было, люди шли из храма и с улицы, как к себе домой, - к своему отцу-архиерею. Когда поток посетителей иссяк, владыка Сергий, выйдя из кабинета, предложил сходить в собор и посмотреть эскизы подкупольного мозаичного Спаса.

В смутные 1990-е

Помнится, как в начале 1990-х годов раскольники-националисты с ненавистью принялись нападать на каноническую Церковь, особенно в Западной Украине, и на Тернопольщине в частности. Владыка Сергий (Генсицкий), воспитанник Почаевской лавры, а перед этим - Московской духовной школы, был одним из трех архиереев, которые не поддержали Филаретовского требования автокефалии для Украинской Церкви. За что жестоко поплатились: владыки Алипий, Онуфрий и Сергий были смещены со своих кафедр. Однако опальные архиереи неожиданно для Филарета и националистов обрели мощную поддержку православной общественности, монашествующих и мирян. Был создан Комитет по защите Православия в Украине, который возглавил ныне покойный протоиерей Михаил Бойко. Комитет инициировал житомирское собрание духовенства и мирян, а затем и исторический Харьковский Собор, сместивший Филарета и избравший Предстоятелем УПЦ митрополита Владимира (Сабодана).

Но ярость врагов Церкви лишь усугубилась. Юридический произвол, погромы и захваты православных храмов при поддержке чиновников самого высокого ранга, разбойничье нападение на Киево-Печерскую лавру весной 1992 года. Кафедральной собор в Тернополе также был захвачен. Владыка Сергий с прихожанами закрылся тогда в архиерейском доме, из которого его пытались выдворить «свідомі незалежники». Власть пока сохранила за общиной УПЦ крошечный епархиальный домик, где круглосуточно шли службы, возносилась молитва. Но и это здание вскоре было отобрано. Милостью Божией православные Тернополя неожиданно получили земельный участок на ул. Коновальца, 1, практически в центре города, где вскоре был вырыт котлован и возведены стены нижнего подвального храма. Поставили престол, прямо на бетонные стены повесили несколько икон, и в сыром, с земляным полом, помещении стали совершаться службы Божии.

Благословение Святой Земли

Вскоре владыка Сергий с группой паломников отправился в Иерусалим. Он молился, не зная, в чью честь освятить строящийся собор. И тут пришла к владыке насельница Нагорной обители и сказала: «Владыка, вот деньги, собранные нами для вашего храма». Это было первое пожертвование. «Как зовут вас, сестра?» - «Вера», - ответила монахиня. «Да, Вера, именно Вера! - воскликнул владыка. - Вера, Надежда, Любовь и Мудрость Божия София». Так дано было имя храму.

Тернопольский кафедральный собор выстроен в древнерусском стиле. Как белая златоверхая свеча, он взметнулся к небу, украсив древний западноукраинский град, став новым духовным оплотом Православия этой многострадальной земли.

Мы поднялись на хоры. Молодые художники-мозаисты из Украины, России и Беларуси брали у владыки благословение. Меня поразило величие храма. Мозаичный из белого, кофейного, малахитового мрамора пол, беломраморный иконостас, мозаичные изображения Тайной вечери и Оранты с поднятыми руками под куполом за престолом, как в Софии Киевской и Константинопольской. Только мозаика горела золотом и яркими цветами, и тона у ликов были мягче и нежнее. Я зачарованно смотрел на эту красоту.

Откуда такое чудо? - спросил удивленно.

Мы ведь не думали класть мозаику, но вот появились добровольные жертвовали из одной компании, причем они не хотели называть ни себя, ни имени фирмы, и все это приобрели и оплатили. И я понял, что это Матерь Божия послала их, и понял, что храм должен быть именно таким. Я просто отдался в руки Божии, ничего не прибавляя от себя, а лишь благословляя. - пояснил владыка Сергий.

Мы смотрели сверху на эскиз мозаики Спаса Пантократора. Она должна украсить главный купол изнутри, и владыка все советовался с нами, как лучше, не велика ли десница Господня по размерам. И здесь я удивился духовному такту и внутренней культуре этого иерарха.

Когда мы вернулись в епархиальное управление, там владыку ожидала огромная группа паломников из Смоленска, где владыка Сергий рукополагался в диаконы и был секретарем епархии у правящего архиерея. Поддерживающий многолетнюю связь со смолянами, владыка и нынче окормляет многих из них. Прошло два часа приема. Потом было фотографирование на улице у берез, и я отметил, гладя на часы, что и обед давно миновал, и начал волноваться, удастся ли мне вообще поговорить с архиепископом сегодня, ведь вечером я предполагал быть уже в Почаеве. Наконец владыка сказал:

Братья и сестры, прошу меня простить. Киевский журналист ждет интервью со мною с раннего утра.

В кабинете

Мы начали беседу. Я спросил о значении предстоящего визита Патриарха Кирилла в Украину и о значении прошлогоднего последнего приезда почившего Святейшего Алексия ІІ.

Я думаю, что такие высокие визиты Святейших Патриархов имеют огромное значение для духовной жизни Украинской Православной Церкви. Это судьбоносные визиты, - отметил архиепископ Сергий. - Патриарх Алексий, хотя и врачи запрещали, хотя политическая ситуация в Украине летом прошлого года была накалена до предела, приехал в Киев и своим визитом подтвердил, что Бог поругаем не бывает. Тысячи и тысячи людей на Владимирской горке и у памятника князю Владимиру, где совершалась Божественная литургия в присутствии первых лиц государства, возглашали: «Алексий - наш патриарх!». Также и на следующий день в Киево-Печерской лавре огромная площадь перед Успенским собором была заполнена людьми, которые прославляли любимого патриарха. И он своим благословением и молитвенным единением с епископатом, клиром, монашествующими и особенно с народом, под покровительством Царицы Небесной и угодников Киево-Печерских, способствовал одержать великую победу над нависшим новым расколом. Мы получили благодаря этому визиту особое благословение на полноценную жизнь Церкви, ее единство. Можно сказать, что прошлогодний визит Патриарха в том, как он проявился, свидетельствовал о Промысле Божием об Украине. Господь устроил так, что визит был духовно радостным, пасхальным. И мы поняли, что Господь с нами, и Святейший с нами. Это почувствовали все. И даже раскольники смирились. Никто не сумел устроить никакой провокации, как в 1990 году на Софиевской площади во время первого визита Святейшего, когда руховцы учинили погром и милиция избивала беззащитных монахинь и мирян.

Прошлогодний визит Патриарха Алексия упредил возможность нового вселенского раскола. Ибо политики делали все, чтобы втянуть Церковь на Украине в новую масштабную и уже международную авантюру. Приезд Патриарха Алексия на Украину был выражением его величайшей мудрости, направленной на сохранение канонического статуса нашей Церкви, нашего канонического устройства, ее единства и полноценности. Чтобы Церковь жила полнотой спасения в единстве Вселенского Православия. Конечно, мы вскоре ждали Патриарха Алексия с новым визитом, но. Господь судил иначе.

Сейчас, в ожидании визита Патриарха Кирилла, паства Православной Украины готовится к новому духовному празднику.

- Владыка, президент Ющенко, в силу своего непонимания, духовной ограниченности, всячески навязывает Церкви всевозможные проекты объединения с раскольникам. Чем чреваты подобные политические игры?

Такие действия людей власти могут вызывать лишь глубокое сожаление. Сожаление потому, что, во-первых, они много берут на себя. Будучи облечены властью, они забывают о главном: что они призваны не властвовать, но лишь служить, смиренно, как учил нас этому Господь. Власть - это служение, а не злоупотребление своим положением. Каждый человек имеет свой талант от Бога. Естественно, когда облеченный властью человек вторгается в область, совершенно чуждую для него, забывая при этом, что он лишь простой человек, а не сверхчеловек, то он наносит урон и этой области, и себе лично. Что мы скажем? Мы можем лишь сказать: простите, но позвольте нам наш вопрос церковный решать самостоятельно. Грешники мы или праведники - мы все ответим перед судом Божиим. Но если мы имеем на себе бремя служения Церкви, так позвольте нам нести его самостоятельно. Поэтому, если власть желает добра народу и Церкви, она должна предоставить дела церковные решать тем, кому поручено это от Бога. У нас в Украине это поручено митрополиту Владимиру - возглавлять Церковь, управлять Священным Синодом, а еще и каждому архиерею, и каждому священнику на приходе в простом селе, в глубинке дана такая власть от Бога. Но, простите, не чиновникам, какой бы пост они ни занимали.

И еще такой момент: неплохо было бы учиться истории. Нашей новейшей истории. Оглядываться на недалекое прошлое и делать выводы, чтобы увидеть, какие горькие плоды принесло вмешательство власти в жизнь Церкви и страны в целом. Не видеть этого в нынешнее время в нашей Украине - глубоко ошибочно и опасно.

Власть очень многое может сделать для Церкви. Если Господь дал человеку власть, доверил ему выстраивать отношения между Церковью и государством, то не нужно ложного стыда, чтобы спросить совета у людей, облеченных духовным саном, которые положили свою жизнь на алтарь Господний. Ведь и Ющенко, и Кравчук, и Кучма всегда считали за честь бывать у митрополита Владимира, выражая при этом огромное ему уважение. И что же? В кабинете одни слова, в жизни - совсем иное. Нужно так властвовать, чтобы не накликать на себя праведный суд Божий. Нужно творить добро для Церкви, для народа, и Господь тогда воздаст за это добро добром, долгоденствием и процветанием страны. Об этом свидетельствует история, время, сама жизнь.

- Митрополит Владимир, говоря об автокефалии, не раз подчеркивал, что этот вопрос нынче несвоевременен и приведет к новым трагическим разделениям. И все же время от времени пишутся какие-то воззвания; особенно горячо поднимался этот вопрос группой молодого киевского духовенства во время Оранжевой революции. А насколько подобные инициативы соответствуют природе Церкви?

Если посмотреть на историю Церкви, то мы увидим, что такое искусственное разделение приносило только скорбь, боль и смуту. И до ныне это существует. Господь пришел нас всех исцелить, объединить. Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу. Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь не мирны друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем ему служить? Что мы ответим, когда станем пред Ним на суде? Что мы ходили на Майдан и ненавидели наших братьев по вере? Отделяясь друг от друга, мы удаляемся от Бога в гордыне и самолюбии. А как по-святоотечески? Чем мы ближе к Богу, тем мы ближе друг ко другу. Чем мы дальше от Бога, тем мы дальше друг от друга. И если мы видим, что мы становимся друг другу неприятны, это нас должно настораживать, ибо обособление, какие бы мотивы у него ни были, всегда бедственно. Последний визит Святейшего Патриарха Алексия явил нам силу единства, и замолкли всякие пафосные речи, свернулись всякие недобрые дела. Люди поняли, что это единение и спасло нас. И сегодня мы не должны ставить себе каких-то сиюминутных внецерковных целей, мы должны думать о жизни Церкви. Мы не должны подчиняться политическим настроениям. Мы, люди духовные, должны испрашивать благословение у Господа. Мы должны осознавать свою ответственность пред Богом за себя и за Церковь. И мы не должны реформировать Церковь, приспосабливая ее к нынешним политическим условиям. Нужно держаться жизни Церкви, того сокровища, которое нам дано в ее соборности и неразделимости. Как сказано в Символе веры: «Верую во единую, соборную и апостольскую Церковь».

Покидая епархиальное управление, я оглянулся на величественный белый собор, на горящие от заходящего солнца золотые купола с восьмиконечными крестами. И неся в душе впечатления от общения с православным иерархом, я подумал о наших вере, надежде и любви и матери их Софии - Мудрости Божией. И возблагодарил Господа.

Сергей Герук

(Киев-Тернополь-Киев)