Разработка структуры ооп доу по фгос: в чем отличие от фгт? Структура образовательной программы доу Дополнительный раздел программы в соответствии с фгос до

Основная общеобразовательная программа- это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная образовательная программа дошкольного образования

В связи с последними реформами образования в России, дошкольное учреждение теперь обязано иметь свою основную образовательную программу, которая разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении.

Основная общеобразовательная программа- это нормативно- управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.

Ее необходимо реализовывать в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, далее ФГОС ДО, а так же с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна показать:

  • как с учетом конкретных условий, создается в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
  • какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми
  • как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности
  • как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения

В соответствии с ФГОС О, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный номер 30 384, основная образовательная программа дошкольного образования состоит из двух частей:

  1. Обязательная часть (не менее 60%). Комплексная программа=примерная основная образовательная программа.

Данная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно- эстетическое развитие
  • физическое развитие
  1. Часть формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%) парциальные программы.

Здесь должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одном или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики и формы организации образовательной работы.

Здесь важно помнить, что при 12 часовой работе дошкольного учреждения, 2 часа отведено на сон, поэтому на 100 % , в которых реализуется программа, остается 10 часов пребывания детей в дошкольном учреждении.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа включает три основных раздела:

  • Целевой
  • Содержательный
  • Организационный

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

  1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку с целями и задачами программы, принципами и подходами к формированию программы, значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Так же отражаются планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса)
  1. Содержательный раздел (общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие детей )- описание образовательной деятельности в соответствие с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. Должны быть представлены: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы
  1. Организационный раздел Программы включает в себя: описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Программа строится на основании следующих принципов:

  1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка
  2. Принцип научно обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
  3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция должна проходить на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы, по средствам организации и оптимизации образовательного процесса, а так же интеграция видов детской деятельности
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

После утверждения Программы, необходимо выложить на сайт краткую презентацию для родителей воспитанников для ознакомления


Анастасия Вербицкая
Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Введение

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям , к организации в них воспитательно-образовательного процесса , выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ , результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Следовательно, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность по разработке и реализации своей образовательной программы .

1. Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных основой для лицензирования образовательных (законных представителей) .

Разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов : Закона Российской Федерации «Об образовании » и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении , в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании » , «каждым образовательным учреждением самостоятельно » .

В соответствии с п. 6 часть 1 ФЗ от 29.12.2013года №273-ФЗ был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .

Настоящий ФГОС дошкольного образования (Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию .

Стандарт регулирует отношения в сфере образования , возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования .

Образовательную деятельность осуществляют дошкольные организации , индивидуальные предприниматели, а так же и родители (законные представители) .

В основе Стандарта заложены принципы сохранения уникальности и самоценности детства, гуманистический характер отношений взрослых и детей, уважение к личности ребёнка, реализация Программы в форме игры . Взрослый и ребёнок являются равноправными участниками образовательного процесса .

В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка, возможности освоения Программы на разных этапах её реализации. Стандарт включает в себя требования к структуре Программы и её объёму .

Новый Стандарт обеспечивает равные возможности получения дошкольного образования для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

Программа определяет организацию и содержание образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающую социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ № 32661 "Обобразовании " содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами , утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно . Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных образовательных программ . Она должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ , установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами .

2. Структура и содержание основной образовательной программы ДОУ

Образовательная программа определяет : цели и приоритетные направления образования в конкретном учреждении ; конкретные задачи на определенном этапе деятельности учреждения ; набор программ воспитания и образования – комплексных и парциальных; набор программ дополнительного образования , взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами ; особенности организации учебно-воспитательного процесса и режима работы дошкольного образовательного учреждения ; применение нетрадиционных форм воспитания и образования детей и новых педагогических технологий; учебно-методическую базу, обеспечивающую введение нетрадиционных дисциплин; систему аналитических и диагностических методик, обеспечивающих обоснованность программы .

Основная общеобразовательная программа состоит из двух разделов : «Обязательная часть» и «Часть, формируемая участниками образовательного процесса », каждый из которых включает в себя целевой, содержательный и организационный компонент .

В обязательной части рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду, сведения о квалификации педагогических кадров и о семьях воспитанников, содержание образовательного процесса , приоритетное направление в работе дошкольного учреждения , цели и задачи деятельности детского сада по реализации , особенности образовательного процесса в детском саду, принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы дошкольного учреждения , организация режима пребывания детей в детском саду, модель образовательного процесса , система физкультурных, закаливающих и оздоровительных мероприятий, содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей , целевые ориентиры. Программа включает три основных раздела : целевой, содержательный, организационный. В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений .

Структура Образовательной программы ДОУ , выглядит следующим образом :

I раздел : Предназначение дошкольного образовательного учреждения исредства его реализации. В данном разделе отражаются приоритетные направления деятельности дошкольного учреждения . А также раскрываются основные средства реализации дошкольного образования , среди которых мы считаем следующие : Устав ДОУ, образовательная деятельность согласно лицензии ДОУ, освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования », освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы и комплекса парциальных программ , освоение воспитанниками позиции субъекта в детских видах деятельности, предоставление родителям воспитанников возможности выбора режима пребывания в ДОУ и оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания дошкольников , обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды, высокий профессионализм педагогов, развитие методической службы в ДОУ.

II раздел : Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения . Данный раздел определяет особенности развития личности ребенка – выпускника дошкольного учреждения . Раскрывает приобретенные навыки, умения в течение всего периода пребывания в ДОУ.

III раздел : Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса . В данном разделе раскрывается миссия, цели, задачи дошкольного учреждения , также ожидаемые результаты деятельности ДОУ.

IV раздел : Общеобразовательные программы дошкольного образовательного учреждения и их методическое обеспечение. В данном разделе перечисляются комплексные и парциальные программы дошкольного образования , а также используемые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ .

V раздел : Особенности организации воспитательно-образовательного процесса . Данный раздел содержит учебный план, особенности учебной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями ДОУ, режим дня, а также традиции ДОУ в работе с детьми, педагогами и родителями. Данный раздел подвергается большим изменениям, поэтому каждый год на педагогическом совете принимаются изменения к Образовательной программе , в которой утверждаются изменения в учебном плане на текущий год.

VI раздел : Критерии и показатели реализации образовательной программы . Для оценки результативности воспитательно-образовательного процесса у педагогов должны быть четкие ориентиры. Поэтому шестой раздел сдержит систему показателей развития детей всех возрастных групп по всем разделам комплексной программы .

3. Цели и задачи программы в соответствии с ФГОС

Цель основной общеобразовательной программы - обеспечение социальной успешности ребенка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходя из цели программы , педагогический коллектив ДОУ основной целью своей работы видит в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства , формировании основ базовой культуры личности, всестороннем развитии психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечении безопасности жизнедеятельности дошкольника .

Задачи :

Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

Сохранение и укрепление здоровья детей;

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ;

Подготовка ребенка к жизни в современном обществе;

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности,предусматривающих обеспечение готовности ребенка к школе, необходимой и достаточной для освоения основной образовательной программы начального общего образования ;

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

Формирование у ребёнка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве ;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Цели и задачи программы принципы и подходы к формированию программы значимые для разработки программы характеристики , в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста описывают в пояснительной записке.

Заключение

Итак, образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования , аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) .

Практика работы дошкольных образовательных учреждений , анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой , реализуемой в том или ином дошкольном учреждении .

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, с изм. и доп. (ред. от 4 июня 2014 года N 148-ФЗ)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " с приложением ФГОС ДО

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования » от 30 августа 2013 г. № 1014

4. Бахолдина О. И. Воспитатель в условиях введения ФГОС ДО. / О. И. Бахолдина. – г. Острогожск. – 2014. – 176с.

5. Макарова А. Основная образовательная программа дошкольного учреждения : краткая справка // Ресурсы образования . – № 2. – 2015. – С. 2-6

6. Скоролупова О. А. «Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения » – М.: ООО «Издательство Скрипторий» , 2014.

Анастасия Арсланова
Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО .

«Основная образовательная программа дошкольного образования » - программа , разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении :

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

С учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа

Это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования , особенности организации воспитательно-образовательного процесса , характер оказываемых образовательных

и медицинских услуг

Программа должна учитывать :

Конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников

Индивидуальные особенности, интересы и возможности детей

Педагогические технологии обучения, которые применяются в работе с детьми

Мотивацию образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения

Структура Программы

2.11. Программа включает три основных раздела :

Целевой

Организационный

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел программы

Пояснительная записка (цели и задачи программы принципы и подходы к формированию программы значимые для разработки программы характеристики , в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

программы

Программа строится на основании следующих принципов

1. Принцип развивающего образования , в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования ).

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» ; Виды «тем» : «организующие моменты» , «тематические недели» , «события» , «реализация проектов» , «сезонные явления в природе» , «праздники» , «традиции» ; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей)

4. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей . Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей , обеспечивающее целостность образовательного процесса

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (может быть сделана ссылка на программу )

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)

Познавательное развитии (ФЭМП, Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Алгоритм описания каждого направления

Принципы и подходы

Описание вариативной части в данном направлении (если они есть)

Принципы и подходы

Формы организации по возрастам и направлениям (в совместной, режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)

Организационный раздел образовательной программы

Описание материально-технического обеспечения Программы ,

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,

Распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления)

Используемые примерные программы ;

Характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей.

Публикации по теме:

«Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС до» Тема недели: «Загадочный мир космос» подготовительная группа Итоговое мероприятие: «Музыкально-спортивный праздник «Если очень захотеть,.

Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Диагностические.

Материалы тематического контроля «Освоение педагогами основной образовательной программы ДОУ» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 ОАО «РЖД» ПРИКАЗ 21.10.2014г. № 218 г. Мичуринск О проведении.

Опыт работы «Партнёрство с семьёй по реализации основной образовательной программы дошкольного образования» В современных условиях развития системы образования в России, очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования.



Структура и содержание образовательной программы ДОУ

  • Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:


основные факторы:

  • становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

  • становление альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;


основные факторы:

  • отход от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера учебных программ, пособий, дидактических материалов;

  • недостаточность нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

  • возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;


основные факторы:

  • заинтересованность родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;

  • стремление общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.


  • Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей основной общеобразовательной программы (ООП)


  • Основная общеобразовательная программа (ООП) является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно»


  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"


  • ООП дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.

  • Она наряду с Уставом служит основой для аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).


Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения -

  • нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении


  • ООП ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности


ООП и Устав

  • Устав - это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом.

  • ООП определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты


ООП и образовательные стандарты

  • Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания.

  • Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, разрабатываемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в ООП


ООП и программа развития

    Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от ООП она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др.

  • ООП направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения


ООП и концепция образовательного учреждения

  • Концепция - это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности.

  • ООП выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.


ООП и программа экспериментальной работы

    Если ДОУ является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. Она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений.

  • ООП в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы


ООП и процедуры государственной аккредитации

    Если в результате планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус, тогда на основе разработанной и реализуемой общеобразовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит процедуру государственной аккредитации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус.

  • В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенной процедуры.


  • Таким образом, процесс разработки и реализации ООП можно рассматривать в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей



П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»

Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Рекомендуемая структура ООП дошкольного образовательного учреждения

  • Обязательная часть Программы

  • Вторая часть (вариативная) Программы, формируемая участниками образовательного процесса

  • Приложения к Программе.


Анализ действующих (комплексных) программ

  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года).

  • Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова.

  • Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,

  • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.


Выводы

1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
  • - познавательно-речевое;

  • - физическое;

  • - социально-личностное;

  • - художественно-эстетическое.


Выводы

2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении;

3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;


4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:
  • 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);

  • 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);

  • 3 место – физическое развитие (19-20%).

  • 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).


Выводы

5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.




«Интеграция содержания дошкольного образования»

состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Рекомендации по разработке содержания разделов ООП

«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.




  • пояснительная записка;

  • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

  • содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;


Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

  • содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.


Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

  • 1)видовое разнообразие учреждений,

  • наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,


«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса»

это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.



  • Каждое дошкольное образовательное учреждение располагает своими индивидуальными, свойственными только ему средствами реализации своего предназначения.

  • Именно их и необходимо обозначить.


Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности,

рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
  • непосредственно образовательную деятельность;

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования


В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на:
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;

  • дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).



Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).


Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности,

включает время, отведенное на:
  • непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья


  • дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;

  • дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;



Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса

  • дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;

  • дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.



«Совместная деятельность взрослого и детей» -

деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.


«Самостоятельная деятельность детей» -

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).




Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

должна:

  • Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.



  • Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

  • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.



  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

  • Формировать такие качества, знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.


  • Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

  • Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.



Пояснительная записка

Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса

  • Цель:

- создание комплексной системы по физическому воспитанию и оздоровлению детей.
  • Задачи:

Обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей; - создать условия для оздоровительных режимов детей; - усилить внимание к формированию правильной осанки; - способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.


  • 1. Комплексной программой дошкольного образования «Радуга» (библиографическое описание документа по ГОСТу).

  • 2. Парциальными программами:

- «Наш дом - природа» (Н.Рыжова); - «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.

  • 3. Коррекционной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.


  • 4. Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например:

- А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»; - Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.

1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

  • Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к развитию и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности


  • Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

  • Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду


  • - Систему закаливающих мероприятий;

  • - Систему физкультурно-оздоровительных мероприятий


2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей


3.Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • включает деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции


4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Промежуточная оценка

  • (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей;

  • - это результаты мониторинга


Итоговая оценка

  • проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

  • Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

  • Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов


5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

  • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.


  • В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества


  • Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае.



Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

  • В разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности, например:


    В режиме работы дошкольного образовательного учреждения; - в ведущих формах проведения занятий; - в организации предметно-развивающей среды; - в подборе кадров; - в особенностях организации и проведения различных мероприятий; - в установлении социального партнерства; - во взаимодействии с семьей; - в традициях дошкольного образовательного учреждения и др.


  • Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений.

  • Например, организация работы групп раздельно для мальчиков и девочек; кратковременного пребывания и т.п.


  • Рекомендуется также отметить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учреждением как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе, которые усиливают выбранное детским садом приоритетное направление деятельности.



Приложения к ООП

  • - состав рабочей группы по разработке ОП; - план работы рабочей группы; - экспертное заключение на ОП; - протокол педагогического совета об утверждении ОП; - приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления; - план реализации образовательной программы ДОУ; - диагностические методики («инструмент») к разделу 6;


Приложения к ООП

    Глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения; - результаты диагностик реализации образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.


  • Корнилова Марина Владимировна,

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово»

Выступление на тему: «Требования к структуре образовательных Программ».

Круглый стол на тему: «ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Дата выступления: 26.11.2015.

Выступление подготовила:

учитель-дефектолог: Артемьева А.П.

Черемхово 2015

Уважаемы коллеги! Разрешите представить Вам основные требования к структуре программы по ФГОС.

Понятие «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования» вошло в педагогическую практику после принятия Федерального Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня. Согласно статье 11 данного Закона определены требования

1) к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений , может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей , выделение данного раздела не является обязательным ; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

2.12. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе , она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

1. Титульный лист

Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:

Полное наименование образовательного учреждения по Уставу;

Где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола);

Полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);

Составлена на основе …… (примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ);

Срок реализации программы (учебный год);

Название города;

Год разработки программы.

Прописывается содержание рабочей программы, и указываются страницы.

3. Целевой раздел:

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой …….(наименование ОУ), в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа по развитию детей …… группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы :

Перечисляются парциальные программы.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Устав учреждения.

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы или образовательной программы ДОУ)

Например

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (обязательная часть) :

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Задачи (часть ДОУ):

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы

Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

Например

У чебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе

Направления развития

Виды детской деятельности

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Обязательная часть

Физическое развитие

Двигательная деятельность

75 мин.

(3 НОД)

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

20 мин. (1 НОД)

ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

ФЭМП

20 мин.

(1 НОД)

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

Речевое развитие

Развитие речи

20 мин.

(1 НОД

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

Восприятие художественной литературы и фольклора

25 мин.

(1 НОД)

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра

Коммуникативная деятельность

10 мин.

(0,5 НОД)

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)

поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

Игровая деятельность

в режимные моменты

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Изобразительная деятельность

70 мин.

(3 НОД)

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Конструирование

10 мин.

(0, 5 НОД)

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

Музыкальная деятельность

50 мин.

(2 НОД)

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

ИТОГО

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

6) часть, формируемая участниками образовательного процесса - парциальные программы и т. п.

Планирование работы с детьми в группе (в соответствии с планированием ОУ ) :

Примерное годовое планирование

Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ (в соответствии с ОП ОУ )

Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

1) Климатические особенности:

Кратко описываются особенности климата региона.

2) Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей.

3) Национально – культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях (города, поселка, села).

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Якутии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы ……..

5. Организационный раздел

Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Направление развития

Методические пособия

Наглядно – дидактические пособия

Рабочие тетради

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Написать такую программу – огромный труд. Самое важное при этом – соотнести прежнюю образовательную программу с новыми требованиями к ее структуре и содержанию.

Рассмотрим, как это можно сделать:

Прежняя структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ №655, зарегистрированы в Минюсте РФ 8 февраля 2010 года, вступили в силу 16 марта 2010 года)

Новая структура в соответствии с методическими рекомендациями Департамента общего образования (21 октября 2010 года, №03-248)

Раздел I - цели и задачи воспитания

Пояснительная записка к программе (п.2.14 Требований) с описанием цели, задач и приоритетных направлений, "в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях" (п.2.5.).

1 часть программы: Пояснительная записка

Раздел II - выбор программ и их комплексирование, выстраивание целостного воспитательно-образовательного процесса.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с федеральными требованиями. Она должна включать описание "содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация, "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"" (п.2.14. Требований). Кроме того, для детских садов комбинированного и компенсирующего вида сюда включено "содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья)".

Часть 3 : Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Часть 4 : Содержание коррекционно-развивающей работы

Раздел III - проектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации воспитательно-образовательного процесса.

Сюда относится "организация режима пребывания детей в образовательном учреждении" (п.2.14 Требований). При этом "общий объем обязательной части Программы, … включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (п.2.11).

Часть 2 : режим дня (включая модели образовательного процесса)

Раздел IV - определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг).

Сюда относятся "планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования" и "система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы" (п.2.14).
"Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей" (п.3.4).

Часть 5 : Планируемые результаты освоения программы
Часть 6 : Система мониторинга

Раздел V - условия реализации образовательной программы ДОУ

Условия реализации образовательной программы для детского сада общеразвивающего вида описаны в определении "части программы, формируемой участниками образовательного процесса". В частности, это касается "проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур", "физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей" в соответствии со спецификой дошкольного образовательного учреждения и "спецификой национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс" (п.2.7).

Пояснительная записка

Это – каркас обязательной части современной образовательной программы.

По результатам соотнесения его с прежней структурой можно сделать вывод о том, что обязательная часть программы «перекрывает» второй, третий и четвертый разделы прежней образовательной программы детского сада. В первый и пятый есть возможность внести изменения, связанные с формированием «части программы, формируемой участниками образовательного процесса». Это 40%.

Однако в федеральных требованиях, утвержденных Приказом №655, этот объем снижен еще больше: до 20% общего объема Программы. И, хотя данный приказ утвержден Министром образования, он предполагает нарушение права педагогического коллектива детского сада на разработку авторских, модификацию и адаптацию существующих программ (Если на основе апробации существующих программ и методик воспитания и обучения детей и внедрения собственных нововведений в рамках реализации данных программ автором изменено до 40% материала, то это относится к их совершенствованию и модификации. Если изменено до 75% содержания, то говорят о собственных экспериментальных (инновационных) проектах, если более 75% - то о создании авторской программы. ) – в том числе, примерной общеобразовательной программы. Это право утверждено в Законе «Об образовании», по отношению к которому приказ Министра образования является подзаконным актом, нарушающим принцип иерархии нормативно-правовых актов. С другой стороны, нельзя вменить педагогическим коллективам в обязанность разработку таких программ: это другая категория правоотношений. Право не может быть обязательным к исполнению – коллектив детского сада может им не воспользоваться.

При этом не следует сужать свои возможности и думать, что так обозначено в федеральных требованиях. Там сказано: «Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы» (п.2.9.). Это означает, что 80% времени, отводимого на осуществление разных форм образовательной деятельности, должно быть связано с реализацией содержания образовательных областей и решением связанных с ними задач, в том числе, интеграции. 20% времени – на реализацию форм и содержания, которые выбирает педагогический коллектив самостоятельно. И хотя удельный вес данного времени ниже, чем аналогичное время, выделенное для педагогических коллективов школ и вузов, но его достаточно, чтобы восполнить проблемы, которые появились в ходе проектирования и планирования образовательного процесса в соответствии с федеральными требованиями. Для этого нужно уметь анализировать и обобщать, комбинировать опыт детского сада, связанный с реализацией уже существующих программ, по которым образовательное учреждение уже работало, и осуществлять планирование и контроль образовательной деятельности и методической работы. Понимая это, ниже приведем перечень программ и методических пособий, которые помогут это сделать.

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы: 1. Пояснительная записка; 2.Организация режима пребывания в ДОУ; 3.Содержание коррекционной работы; 4.Система мониторинга.

Унифицированными будут разделы: 1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. 2.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.