Единство, партия. «Единство партии — главное Народная Социалистическая Рабочая Партия


УСТАВ ПАРТИИ
в редакции от 16.12.2017


Глава 1. Общие положения
1.1. Политическая партия ЕАС "Единство" является добровольным самоуправляемым общественным объединением граждан, созданным на основе общности политических интересов и убеждений.
1.2. Политическая партия ЕАС "Единство" осуществляет свою деятельность на всей территории ЕАС в соответствии с Конфедеративным Договором, действующим законодательством ЕАС и настоящим Уставом.
1.3. Полное наименование – Политическая партия Евразийского Союза "Единство". Допускаются сокращенные наименования – “Единство”, “Партия единства” или "Партия "Единство", Партия Евразии "Единство". Данные названия равнозначны. Далее по тексту Устава - Партия "Единство".

Глава 2. Символика партии "Единство"
2.1. Партия "Единство" имеет свою эмблему, графическое изображение которой представлено в Приложении 1.
2.2. Партия "Единство" может иметь и иные символы, утверждаемые Съездом Партии "Единство".
2.3. Каждый член Партии "Единство" может использовать символы Партии "Единство" в интересах Партии "Единство".

Глава 3. Цели и задачи Партии "Единство"
3.1. Основными целями Партии "Единство" являются:
3.1.1. Формирование благоприятного интересам Партии "Единство" общественного мнения в ЕАС и за ее пределами.
3.1.2. Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти.
3.1.3. Участие в политической деятельности Партии "Единство" путем выдвижения кандидатов Партии "Единство" в законодательный орган ЕАС и продвижение членов Партии "Единство" на должности в правительстве ЕАС, представление законопроектов, направленных на продвижение целей партии.
3.1.4. Участие в референдумах в соответствии с законодательством ЕАС, в том числе выдвижение инициативы проведения референдумов, образования инициативных групп по проведению референдумов и оказание им поддержки, проведение агитации по вопросам референдумов.

3.2. Основными задачами Партии "Единство" являются:
3.2.1. Содействие обеспечению прав и свобод граждан, безопасности личности.
3.2.2. Участие в разработке и реализации программ общественного развития.
3.2.3. Организация широкого участия граждан в общественной и политической жизни общества, в решении конфедеративных и государственных проблем и создание условий для этого.
3.2.4. Разработка и содействие реализации программ государственного развития.
3.2.5. Распространение информации о деятельности Партии "Единство", пропаганда его взглядов, целей и задач, разъяснение гражданам позиции Партии "Единство".
3.2.6. Привлечение сторонников Партии "Единство" и обеспечение возможности их участия в деятельности Партии "Единство".

Глава 4. Членство в Партии "Единство"
4.1. Членство в Партии "Единство" является добровольным и индивидуальным.
4.2. Членами Партии "Единство" могут быть граждане ЕАС, признающие Устав и программные документы Партии "Единство" и разделяющие его цели и задачи.
4.3. Прием в члены Партии "Единство" осуществляется Председателем Партии "Единство" на основании письменного заявления в приемную Партии "Единство".
4.4. Членство в Партии "Единство" не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения и места жительства.
4.5. Ограничение при вступлении в партию может осуществляться по отношению к лицам, замеченным ранее в нелицеприятных высказываниях в адрес Партии "Единство" или отдельных его членов, а также в отношении лиц, действия которых противоречат целям и задачам Партии "Единство".
4.6. Каждый новый член Партии "Единство" автоматически соглашается с положениями настоящего Устава.

Глава 5. Прекращение членства в Партии "Единство" и восстановление членства
5.1. Основаниями для признания прекращения членства в Партии "Единство" являются:
5.1.1. письменное или публичное устное заявление члена Партии "Единство" о выходе из членов Партии "Единство". При этом прекращение членства происходит автоматически и незамедлительно;
5.1.2. отсутствие члена Партии "Единство" на проекте PolitSim свыше 60 дней. При этом прекращение членства оформляется решением Председателя Партии "Единство".
5.2. Членство в Партии "Единство" того или иного его члена может быть приостановлено в случае занятия им должности, которая, в соответствии с законами ЕАС, несовместима с членством в политической партии, а также по решению Съезда Партии "Единство".
5.3. Гражданин, приостановивший членство в Партии "Единство", при отсутствии к тому препятствий, установленных законом, подлежит восстановлению в членах Партии "Единство" незамедлительно по его личному заявлению.
5.4. Член Партии "Единство" может быть исключен из Партии "Единство" в случаях:
5.4.1. неисполнения им положений Устава Партии "Единство" и принятых на себя обязательств перед Партией "Единство";
5.4.2. вступления в законную силу приговора суда, которым член Партии "Единство" признан виновным в совершении умышленного преступления;
5.4.3. совершения членом Партии "Единство" деяний, противоречащих интересам Партии "Единство" и наносящих ему политический ущерб.
5.5. Исключение из членов Партии "Единство" производится по решению простого большинства членов Партии "Единство", участвующих в голосовании по исключению из членов Партии "Единство".
5.6.1. Гражданин, прекративший членство в Партии "Единство" по обстоятельствам, не зависящим от него, может быть вновь принят в члены Партии "Единство" на общих основаниях.
5.6.2. Гражданин, исключенный из членов Партии "Единство", может быть вновь принят в члены Партии "Единство" не ранее, чем через 3 месяца решением Съезда Партии "Единство".

Глава 6. Съезд Партии "Единство"
6.1. Высшей формой управления Партией "Единство" является Общий Съезд, в котором принимают участие все члены Партии "Единство".
6.2. Общий Съезд Партии "Единство" функционирует на постоянной основе.
6.3. Решения Общего Съезда принимаются простым большинством голосов членов Партии "Единство", участвующих в работе Общего съезда, и публикуются Председателем Партии "Единство", либо, в случае его отсутствия, одним из участников Общего Съезда, уполномоченным на это Общим Съездом.
6.4. По решению Председателя Партии "Единство", могут проводиться Специальные Съезды Партии "Единство". Решения на Специальных Съездах так же принимаются большинством голосов его участников и публикуются Председателем Партии "Единство".

Глава 7. Председатель Партии "Единство"
7.1. Председатель представляет Партию "Единство" на межпартийном и государственном уровнях.
7.2. Председатель Партии "Единство" избирается на Общем или Специальном Съезде не менее чем 60% голосов членов Партии "Единство", принявших участие в Съезде на бессрочной основе.
7.3. Председатель Партии "Единство":
а) опубликовывает решения Съезда, имеет право решающего голоса на Общем или Специальном Съезде;
б) назначает официальных представителей Партии "Единство" для проведения различного уровня переговоров.
7.4. Председатель Партии "Единство" может быть отстранен от исполнения своих обязанностей на Общем или Специальном Съезде не менее чем 60% голосов членов Партии "Единство".

Глава 8. Заключительные положения
8.1. Изменения в данный Устав могут быть внесены на Общем или Специальном Съезде Партии "Единство" решением не менее чем 60% членов Партии "Единство".
8.2. Партия "Единство" может быть распущена и ликвидирована решением не менее чем 75% всех членов Партии "Единство".

Приложение №1

Преобразование "Единства" из движения в партию не вызвало особого интереса у российских граждан, хотя это событие и было замечено большинством респондентов: 32% опрошенных заявили, что знают о нем, и еще 27% – "что-то слышали". Однако в ходе фокус-групп ведущим приходилось прилагать значительные усилия, чтобы сконцентрировать внимание участников на этом сюжете. Даже москвичи и петербуржцы, демонстрирующие, как правило, более высокий уровень компетентности в политических вопросах, чем обитатели иных городов, постоянно сбивались на обсуждение проблем, лишь косвенно связанных с прошедшим съездом "Единства", предпочитая говорить о реформе системы власти в стране, о взаимоотношениях президента с олигархами, о перспективах интеграции стран СНГ и т.д.

Связано это, по-видимому, не столько с отношением граждан собственно к "Единству", сколько с их отчуждением от публичной политики в целом и с широко распространенной уверенностью в том, что политическая элита преследует исключительно собственные интересы. Один из участников московской дискуссии выразил эту уверенность следующим образом: "Ну, как бы там ни было, но все равно можно сказать, что это очередные политические игры, и то, чего люди ждут от какой-то партии, вот на это надеяться, по-моему, непоследовательно и глупо".

Эта тема в тех или иных вариациях звучала на всех фокус-группах. Показателен, например, такой обмен репликами относительно цели создания новой партии:

– Это не для людей делается. А для чего это делается, непонятно. Наверное, чтобы еще больше набить карманы себе. Это не для облегчения народа делается. Чтобы была сила, кулак. Чтобы было не разбить. Поодиночке можно, а вместе никак. Только для этого.

– Я согласен.

– Я тоже.

– Нет общей идеи для страны. Они – это они, а мы – это мы. Они не заинтересованы сделать что-то для страны...

– У них у всех только обогащение, обогащение.

– Они объединились для контроля.

– Да, для контроля ситуации.

– Чтобы были свои люди на своих местах.

– Чтобы никто не мешал.

– Да, верно.

– В какой-то мере круговая порука. Вместе проще.

Представление о том, что участники "политических игр", и в частности, создатели "Единства", абсолютно безразличны к нуждам "простых людей" и озабочены исключительно своими собственными проблемами, как видим, не подвергается сомнению. На другой фокус-группе оно формулируется не менее четко: "У меня такое ощущение, что это некий мыльный пузырь. Интересы, которые они преследуют, – это же внутри, это нам не показывают". И – отклик еще одного участника дискуссии: "И к нам никакого отношения не имеют".

Такое представление порождает "ответное" безразличие к публичной политике и прежде всего – к проблематике межпартийных и внутрипартийных отношений. Отвечая на вопрос о том, какие решения были приняты на съезде "Единства", респондент откровенно заявляет: "Меня, честно говоря, это мало волнует, что они там примут, какую они себе баню там устроят". Участница другой фокус-группы возмущается: "Прозвучало: "народная партия". А кто же там из народа-то? Партия как раз не народная и не для народа". И в ответ на вопрос ведущей: "А для чего?" уточняет: "Для себя".

Уверенность в том, что политики, занимаясь партийным строительством, руководствуются исключительно своекорыстными соображениями, оборачивается недоверием и безразличием к информационным сюжетам, освещающим этот процесс. "Реально все делается, конечно, за кулисами", – выражает общее мнение один из участников фокус-группы. Как явствует из данных ЭФГ, телевизионные репортажи со съезда "Единства" не вызвали у зрителей особого интереса. Но фрагмент выступления В.Путина, в котором он достаточно резко отозвался о людях, "прислоняющихся" к власти, был воспринят аудиторией весьма сочувственно. Причем, судя по тому, что говорилось на фокус-группах (и в частности, по процитированным выше репликам), многие склонны относить слова президента не к отдельным представителям новой партии, а ко всей этой организации в целом.

Несколько скептическое отношение значительной части участников дискуссий к "Единству" усугубляется тем, что оно воспринимается многими как созданное "искусственно" (этот термин используется неоднократно) политическое образование. "В общем-то отношение-то к этой партии у всех, конечно, такое ехидное немножко, – отмечает участница дискуссии. – Слишком быстро она организовалась". "Она не организовалась. Ее организовали", – говорит другой участник. "Да, как-то все это скоропалительно и несерьезно". "Из этой партии можно сделать все, что угодно, как решат стоящие у власти по-настоящему – что они хотят с этим делать. Пока непонятно. Мне кажется, что они сами не очень понимают, насколько далеко они пойдут и насколько нужна им будет партия".

Однако несмотря на то что "политические игры", связанные с преобразованием "Единства" в партию, воспринимаются большинством участников фокус-групп – и, надо полагать, большинством российских граждан – без какого бы то ни было энтузиазма, в ходе опроса респонденты почти вчетверо чаще заявляют о симпатии, чем об антипатии к этой партии.

Вопрос: Как Вы относитесь к партии "Единство" – положительно, отрицательно или безразлично?

Такое соотношение оценок обусловлено, в первую очередь, тем, что "Единство" воспринимается значительной частью – очевидно, большинством – граждан не столько как самостоятельная политическая сила, сколько как политический инструмент, находящийся в полном распоряжении В.Путина. Естественно, именно сторонники президента особенно охотно заявляют о симпатиях к "Единству". Но показательно, что и среди сторонников Г.Зюганова доля положительно относящихся к этой партии лишь чуть меньше доли относящихся к ней отрицательно, при том что 60% респондентов, поддерживающих лидера КПРФ, либо заявляют о безразличном отношении к "Единству", либо затрудняются с ответом.

Если бы сторонники Г.Зюганова видели в "Единстве" прежде всего крупную политическую партию, конкурирующую с КПРФ, они, несомненно, воспринимали бы ее гораздо более негативно. Но к В.Путину значительная часть коммунистического электората сегодня относится более или менее положительно, и именно поэтому политическая структура, ориентированная на безраздельную поддержку действующего президента, не вызывает у них сильной аллергии. Более того, приверженцы Г.Зюганова лишь немногим реже, чем сторонники В.Путина, говорят о том, что они хотели бы видеть эту структуру "единственной правящей партией". И только половина почитателей лидера КПРФ категорически не согласна с этой перспективой.

Вопрос: Вы лично хотели бы или не хотели бы, чтобы партия "Единство" стала единственной правящей партией, как раньше КПСС?

Иначе говоря, весьма значительная часть коммунистического электората в той или иной мере согласна поступиться своей идеологической идентичностью ради восстановления политического режима, основанного на диктате одной, государственной "партии", – пусть даже и не исповедующей коммунистическую идеологию, готова предпочесть диктат "Единства" политическому плюрализму. Причем показательно, что такую позицию занимают даже некоторые респонденты, не симпатизирующие "Единству": положительно относятся к нему 18% сторонников Г.Зюганова, а хотели бы видеть его единственной правящей партией – 22%.

Следует отметить, что преимущественно критическое и даже временами пренебрежительное отношение к "Единству", отчетливо проявлявшееся на фокус-группах, во многом связано с тем, что ведущие ориентировали участников на обсуждение прошедшего партийного съезда, новых "приобретений" партии (НДР, партии В.Брынцалова и т.д.), ее взаимоотношений с иными политическими силами и прочих сюжетов, зачастую маркируемых "человеком с улицы" посредством клише "политические игры". Когда же разговор заходил о том, какую роль отводит "Единству" президент, тональность обсуждения заметно менялась. Участники, как правило, без тени осуждения говорили о том, что В.Путин создает себе политическую опору: президент, по мнению одного из них, "из движения делает партию, потому что ему нужна организация; ведь нужно как-то страной управлять, нужны единомышленники, которые связаны между собой уже не только идеологией или стремлением к власти... Т.е., на мой взгляд, он просто возвращается к классическому управлению государством, которое было, прошу прощения, при Ленине и при императоре Нероне, и т.д.".

Аналогия с советским прошлым в этом контексте возникает у многих участников фокус-групп. "Путин – он такой же наш советский институт заканчивал. А все мы, кто там учился в то время первые два курса – это материализм и история КПСС. У тебя не будет никакой перспективы, если за тобой не стоит партия. Партия ленинского типа. Путин идет этим же путем". Развивая эту аналогию, один из участников дискуссии выдвигает не лишенную интереса гипотезу о том, что партия нужна В.Путину как механизм контроля над губернаторами: "Потому что все-таки по опыту КПРФ... (имеется в виду, конечно, КПСС) не секретари обкомов командовали Политбюро, а Политбюро меняло... Так вот, а здесь, если не будет партии, в которую бы входили и губернаторы, Путин будет оставаться в чисто таком плане в структуре госаппарата. Это недостаточная опора. Поэтому хотелось бы еще некую другую опору, где он мог бы и противостоять губернаторам. Хочешь быть губернатором в следующий раз? Не выступай, не разваливай партию. Иначе она выступит против".

Другая участница дискуссии, восторженная почитательница президента ("человеку с таким открытым взглядом верить можно и нужно") , полагает, что партия нужна В.Путину потому, что "нужна... консолидация наших людей... И та атмосфера, которая сейчас у нас есть, доверие, ее нужно как-то ему культивировать, наверное".

Стоит отметить, что в ходе дискуссий выдвигались и весьма оригинальные предположения относительно "подтекста" взаимоотношений В.Путина и "Единства". Неоднократно высказывалась мысль, что новая партия располагает мощными финансовыми ресурсами, навеянная вступлением в "Единство" В.Черномырдина и В.Брынцалова. В связи с этим одни говорили о том, что В.Путину как политику нужна финансовая опора, другие – о том, что президент попытается использовать ресурсы партии, "чтобы помочь людям простым".

Звучала и мысль о том, что В.Путин опасается ссориться с людьми, объединившимися в новой партии: "Путин смотрит ситуацию в целом. Если сейчас тех, кто находится в "Единстве", отстранить от власти, от кормушки, ограничить, это может закончится чем-то нехорошим... На какое-то время можно этих людей допустить к видимости власти. Я думаю, что это недолго все протянется". Это предположение, конечно, никоим образом не сочетается с преобладающей уверенностью в том, что "Единство" полностью подконтрольно В.Путину, но зато оно позволяет "примирить" позитивное отношение к президенту и неприязнь к партии, явно привечаемой им. В чем-то сходную, но еще более экзотическую версию выдвинул другой участник дискуссии: "партия создана для того, чтобы всех противников Путина поставить в неловкое положение или просто обмарать. Потому что совокупность группировок, у которых разные интересы и нет единой программы, неминуемо развалится, и тогда на них можно показать пальцем и сказать: ну, разве это вот... И тогда Путин станет диктатором".

Но большинство граждан, конечно, не сомневается в том, что "Единство" является опорой президента. В вопросе о прочности этой опоры респонденты чрезвычайно далеки от единодушия.

Вопрос: Как Вы думаете, партия "Единство" просуществует долго или недолго?

Почти половина опрошенных не решается дать определенный прогноз относительно возможного "долголетия" новой партии. Те, кто относятся к "Единству" негативно или безразлично, склонны считать, что оно долго не протянет, руководствуясь, по преимуществу, опытом НДР и иных "партий власти", возникавших за последние годы. На фокус-группах нередко звучала мысль о нежизнеспособности партии, лишенной идеологического, программного стержня и состоящей, главным образом, из "начальников".

Те же, кто симпатизирует "Единству", довольно уверенно предрекают ему долгую жизнь, полагая, насколько можно судить по материалам фокус-групп, что она будет гарантирована близкими отношениями с властью. В связи с этим стоит отметить: 27% респондентов считают, что "Единство" может стать "единственной правящей партией, как раньше КПСС". По-видимому, именно с этой перспективой, главным образом, и связаны прогнозы о длительном существовании новой "партии власти".

Чрезвычайно принципиальным – и разумеется, не только с точки зрения политических перспектив "Единства" – представляется вопрос о том, как российские граждане относятся к идее реставрации однопартийной системы.

3–4 июня Как Вы относитесь к партии "Единство"?
положительно безразлично отрицательно
Сколько примерно крупных партий должно быть, по Вашему мнению, вРоссии?
больше 5
Вы лично хотели бы или не хотели бы, чтобы партия "Единство" стала единственной правящей партией, как раньше КПСС?
Хотел(-а) бы
Мне это безразлично
Не хотел(-а) бы
Затр. ответить

Как видно из приведенных данных, за однопартийную систему высказывается меньшинство респондентов – хотя и довольно значительное (23%). Однако 36% респондентов, положительно относящихся к "Единству", заявляют, что хотели бы видеть его единственной правящей партией, – при том что за однопартийность они высказываются значительно реже (22%). Следовательно, немалая часть российских граждан, в принципе признающая многопартийность необходимой, готова отступить от этого принципа в том случае, если шанс на монопольное положение приобретет поддерживаемая ими политическая сила. Определенное "концептуальное" обоснование такого подхода дал участник фокус-группы, заявивший: "Каждая партия стремится к власти", – и развивший это бесспорное утверждение следующим образом: "Задача партии – прийти к власти и всех передушить". Отсюда, пожалуй, следует, что последовательная поддержка "своей" партии должна распространяться и на ситуации, когда она пытается изменить "правила игры", монополизировав политическое пространство. И нет оснований считать, что подобная логика характерна для сторонников "Единства" в большей мере, чем для приверженцев иных политических сил. Так что можно предположить, что в действительности доля принципиальных противников возврата к однопартийной системе примерно равна доле тех, кто согласился бы на это, если бы их устроил претендент на роль монополиста.

В связи с этим стоит отметить, что в ходе опроса экспертов 39% респондентов согласились с мнением, согласно которому "в нынешней ситуации многопартийная система приносит стране больше вреда, чем пользы", тогда как 50% – выразили несогласие с ним. Естественно допустить, что "рядовые" граждане оценивают многопартийность, по крайней мере, не выше, чем представители региональных элит.

Однако, как мы уже отмечали, только 27% респондентов допускают, что "Единство" может стать "единственной правящей партией" по образцу КПСС, тогда как 49% – не верят в это. Причем в ходе фокус-групп, где участники достаточно подробно дискутировали на эту тему, последнее мнение неизменно преобладало.

«ЕДИНСТВО ПАРТИИ - ГЛАВНОЕ»

Мечта о встрече с Владимиром Ильичем осуществилась в 1921 году на X съезде нашей партии, делегатом которого я был от красноярской организации.

С большим волнением я переступил порог Круглого зала, носящего в настоящее время имя Я. М. Свердлова. Появление Владимира Ильича за столом президиума и его вступительное слово с призывом к сплоченности, к единству без малейших следов фракционности были встречены дружными аплодисментами делегатов.

Я сидел вблизи президиума и на протяжении всех дней работы съезда хорошо видел Владимира Ильича и слышал все его выступления.

Пока работал съезд, я видел, как к Владимиру Ильичу то и дело подходили товарищи и беседовали с ним. Так и со мной было.

Слушая доклады Владимира Ильича, я поражался его исключительной способности передавать свои мысли так, что они глубоко проникали в душу слушателей. Доклады на любую тему в его изложении становились понятными даже тем, кто не вполне был знаком с вопросом.

Выступая с докладами, Владимир Ильич не читал по заранее написанному тексту. Чувствовалось, что каждое его слово исходит из глубины сердца, и поэтому ко всему, что он говорил, слушатели относились с большим доверием.

Владимир Ильич дорожил временем не только своим, но и тех, кто его слушал. Регламент съезда считал обязательным и для себя. Несмотря на сложность вопросов, поднятых им в докладах о единстве партии, о замене разверстки натуральным налогом, Владимир Ильич точно укладывался в установленное регламентом время.

Я видел, как Владимир Ильич перед каждым выступлением доставал из кармана небольшие металлические часы, клал на ладонь левой руки, а затем тоненьким шнурком прикреплял их к руке и, поглядывая на них, точно в срок заканчивал, успевая сказать все, что было необходимо.

После решения съезда о замене продразверстки продналогом Владимир Ильич обратил внимание на то, что для успешного проведения в жизнь принятых съездом мероприятий нужны опытные люди, и просил делегатов указать ему крестьян, хорошо знающих сельское хозяйство и пользующихся авторитетом у населения, для привлечения их к работе в органы Наркомата земледелия.

Во время перерыва я вместе с другим делегатом от нашей организации, Н. Д. Леушиным, поднялся на трибуну и обратился к Владимиру Ильичу. Я назвал ему фамилию В. Г. Яковенко и стал рассказывать о том, какой популярностью и уважением он пользуется у крестьян Канского уезда, о большой работе, которая была им проделана, когда он руководил партизанским движением в Сибири, о его талантливом руководстве массами.

Владимир Ильич внимательно выслушал меня, а затем задал нам несколько вопросов. Мы сразу же поняли, что Владимир Ильич уже знает о В. Г. Яковенко и, возможно, даже о написанной им брошюре о недостатках продразверстки и улучшении взаимоотношений с крестьянством. Наши ответы нужны были Владимиру Ильичу для того, чтобы уточнить уже известные ему факты.

Меня это крайне поразило. Трудно было понять, как это Владимир Ильич, выполняя огромную работу как глава партии и государства, в условиях страшнейшей разрухи, напряженного состояния в партии в связи с дискуссией о профсоюзах, при огромных трудностях связи с местами был так хорошо осведомлен не только обо всем, что происходило в необъятной стране, в частности в Сибири, длительное время оторванной от центра, но и об отдельных работниках.

Нигде не записав о В. Г. Яковенко, Владимир Ильич, прощаясь, сказал, что все сказанное нами будет им учтено.

В прекрасной памяти Владимира Ильича и в том, что его слова не расходятся с делом, мы вскоре же убедились. Не успели мы вернуться со съезда в Красноярск, как В. Г. Яковенко был вызван Лениным в Москву и направлен на работу в Наркомзем, а затем назначен наркомом земледелия РСФСР.

Владимиру Ильичу, больше чем кому-либо, было понятно, какое важное значение представляет единство партии в успешном проведении в жизнь всех решений съезда, а также в дальнейшей судьбе партии, которой фракционеры угрожали расколом.

Незабываемое впечатление произвели на меня все выступления Владимира Ильича по вопросу о единстве партии. Все его усилия были направлены на то, чтобы в первую очередь достигнуть полного единства на съезде.

По инициативе Владимира Ильича между заседаниями съезда было созвано совещание старейших членов партии - подпольщиков, на котором он очень остро поставил вопрос о единстве партии и о том ударе, который нанесен партии дискуссией.

Ленин со всей силой убежденности и с присущей ему логикой отстаивал правоту своих позиций. Он показал опасность уклонов, которые могут погубить все достижения рабочего класса, приобретенные в итоге Великой Октябрьской революции.

Стремление Владимира Ильича вывести партию из разногласий единой и еще более закаленной для решительной борьбы за создание коммунистического общества достигло положительных результатов.

Решения X съезда РКП (б) о единстве партии и недопустимости фракций явились основным принципом строительства ленинской партии. Они вооружили партию в борьбе с различными оппортунистическими течениями и группировками.

О Владимире Ильиче Ленине. Воспоминания. 1900-1922 годы. М., 1963. С. 592-594

Примечания:

ШЕР ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ (1885-1965) - член партии с 1903 г. Активный участник вооруженного восстания в Одессе в 1905 г. После Февральской революции 1917 г. и до 1921 г. был на руководящей партийной работе в Красноярске. Делегат X съезда РКП (б). В 1922-1925 гг.- на партийной, советской и профсоюзной работе в Одессе. С 1926 по 1930 г. занимался вопросами коммунального хозяйства Москвы. В 1930-1935 гг.- ответственный секретарь Всесоюзного общества старых большевиков. С 1953 г.- персональный пенсионер .

История партии: "Единство" как политическая партия была создана 27 мая 2000 г., однако официальной регистрации партии предшествовал ряд этапов ее становления и развития.

Первоначально "Единство" сформировалось как предвыборное объединение. Учредительный съезд избирательного блока Межрегиональное Движение "ЕДИНСТВО" (сокращенно "Медведь ") состоялся 3 октября 1999 г.

Блок возглавили Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу, генерал-майор милиции Александр Гуров, многократный чемпион мира по греко-римской борьбе Александр Карелин. Этот день считается “днем рождения” “Единства”. Избирательный блок “Медведь”, участвуя в выборах в Государственную Думу Российской Федерации 19 декабря 1999 года, набрал 23,32% голосов избирателей, что позволило ему сформировать вторую по численности фракцию в Государственной Думе. 27 декабря 1999 года после выборов в Государственную Думу Российской Федерации и накануне выборов Президента РФ (26 марта 2000г.) состоялось заседание сторонников избирательного блока “Единство”, на котором было принято решение о создании общественно-политического движения “Единство”.

27 февраля 2000 года в Москве прошел первый Учредительный съезд “Общероссийского политического общественного движения “Единство”, на который съехались 1155 делегатов, избранных на учредительных конференциях отделений Движения. Одной из важнейших задач, поставленных на Съезде и заявленных с трибуны С.К.Шойгу, стало “участие в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и последовательная поддержка нашего кандидата Владимира Владимировича Путина”.

22 апреля 2000 года состоялось заседание Политсовета Движения, поставившее вопрос о преобразовании движения “Единство” в партию “Единство”. Лидером - партии “Единство” и Председателем Наблюдательного Совета единогласно был избран С.К.Шойгу, Председателем Политического Совета избран Б.В.Грызлов, Председателем Центрального Исполнительного Комитета - С.А.Попов.

В связи с назначением В.В. Грызлова на пост Министра внутренних дел 4 апреля 2001 г. В.А. Пехтин избран руководителем фракции “Единство” в Государственной Думе. С 3 апреля 2001 г. исполняющим обязанности Председателя Политсовета стал Ф.А. Клинцевич.

Сегодня структуры “Единства” сформированы на федеральном, региональном и местном уровнях. Региональные организации Партии созданы во всех субъектах Федерации. Местные партийные организации созданы в 2270 муниципальных образованиях из 2682, расположенных на территории Российской Федерации. Создано 4070 первичных организаций Партии. Число граждан, принятых в члены Партии на 1 августа 2001 года составило 145215 человек. На рассмотрении в региональных партийных организациях находится еще 42 тысячи заявлений от граждан о приеме их в члены Партии. В Государственной Думе 83 депутата входят во фракцию “Единство”.

Народная Социалистическая Рабочая Партия

История партии: Народная Социалистическая Рабочая Партия была зарегистрирована 23 июня 1999 года как Межрегиональная Политическая Общественная организация (политическая партия). Председатель партии - Федоров Г.В.

Преддверием возникновения НСРП послужило создание Народного Православного Славянского Движения (НПСД) и выхода в свет газеты “Славянское Единство ”. НПСД было создано в 1995 году. В задачи Партии не входит борьба за власть, она стоит на позиции создания единого, оппозиционного политического блока, стоящего вне временных рамок предвыборной кампании и связанной с этим политической активностью.

Задачи Н.С.Р.П. Первую задачу Н.С.Р.П. видит в отстранении от управления государством антинациональных сил в любом их проявлении. А главной целью партии является установление в России народно-социалистического строя и обеспечение развития государства и нации на основах социальной и национальной справедливости.

Владимир Рыжков, ныне оппозиционный политик, а тогда - первый вице-спикер Госдумы от проправительственного "Нашего дома - России" (НДР): "Это была идея Бориса Березовского, он же придумал и "тройку" - Шойгу, Александр Карелин и я, генерал Гуров в ней появился позже."

"Профиль" , 05.10.2009, Зов предков

Кто были основатели движения "Единство", из которого выросла партия "Единая Россия"? И почему в ЕР не любят об этом вспоминать?

Михаил Виноградов, Владимир Рудаков

Избирательный блок "Единство", из которого впоследствии выросла партия "Единая Россия", появился на свет ровно десять лет назад - осенью 1999-го. Правда, в ЕР о тех днях стараются особо не вспоминать. В партии больше предпочитают вести отсчет своей истории с декабря 1999-го, когда блок "Единство" (он же "Медведь"), к удивлению многих, получил на думских выборах более 23% голосов - невиданный до того успех "партии власти"! Однако декабрьская победа начала коваться еще осенью. Именно тогда политический кукловод Борис Березовский придумал-таки, как победить на выборах блок "Отечество-Вся Россия", во главе которого стояли стремительно набиравшие популярность Евгений Примаков и Юрий Лужков. ОВР выдвигало государственнические лозунги, обладало значительным административным ресурсом и почти неисчерпаемыми финансовыми средствами. В стране отчетливо складывался второй центр власти, начинался раскол элиты. "В администрации тогда царили упаднические, панические настроения, - вспоминает Владимир Рыжков, ныне оппозиционный политик, а тогда - первый вице-спикер Госдумы от проправительственного "Нашего дома - России" (НДР). - Ждали победы ОВР и КПРФ и потери власти". Определенные надежды возлагались на нового премьера, Владимира Путина, но он был только назначен и еще не обрел большого политического веса.

Медвежья услуга

Как возник план создать "Единство"? "Идея была в том, чтобы вбросить яркую, свежую струю в политическое поле, - рассказывает Рыжков. - НДР не годилась: на ней был груз ответственности за 90-е годы и дефолт 1998 года". Как вспоминает Рыжков, в сентябре его пригласили на Старую площадь, в администрацию президента. Там его ждал глава МЧС Сергей Шойгу, один из моторов нового избирательного проекта. "Я интересовал их в личном качестве, мне предложили место в "тройке" "Единства", - с грустью говорит он. - Я спросил, что делать с НДР. Шойгу ответил: "Мы всё хотим сделать с чистого листа". Это была идея Бориса Березовского, он же придумал и "тройку" - Шойгу, Александр Карелин и я, генерал Гуров в ней появился позже. С Березовским тогда у всех были хорошие отношения".

Но Рыжков в проект не поверил, от предложения отказался и впоследствии вошел рядовым одномандатником во фракцию "Единство": ведь старая партия власти, НДР, выборы проиграла вчистую. Впрочем, тогда в успех "медведей" мало кто верил. Участники событий тех лет признают: изначально движение "Единство" создавалось исключительно как "спойлерский" проект - как блок, который смог бы отобрать у ОВР на выборах десяток процентов голосов. И все.

До выборов оставалось несколько месяцев, и власти понимали, что большего попросту не успеют. "Единство" по своему имиджу и по лидерской тройке создавалось как движение, близкое к известному политтехнологическому принципу "спокойная сила", - вспоминает политолог Дмитрий Бадовский.

Начало процессу положило "письмо 39" губернаторов, не присоединившихся к ОВР. Они призвали регионы "привести в Думу честных и ответственных людей". Программа, лозунги, логотип движения "Единство" (МЕДВЕДЬ) создавались буквально "на коленке". Учредителями блока стали Народно-патриотическая партия (Франц Клинцевич), политическое движение "Моя семья" (Валерий Комиссаров), Всероссийский союз поддержки и содействия малому и среднему бизнесу (Елена Козлова), движение "Поколение свободы" (Владимир Семенов), движение "В поддержку избирателей" (Евгений Федоров), движение "Рефах" (Дамир Серажетдинов) и Российская христианско-демократическая партия (Александр Чуев). Основную техническую роль играл Франц Клинцевич, поскольку его Союз ветеранов Афганистана имел разветвленную региональную сеть. Он признает, что выбор учредителей блока был случайным, составившие его движения подбирали по знакомству, за отсутствие связей с ОВР и просто за желание участвовать.

Люди и положения

Среди депутатов Госдумы от "Единства" оказались люди не только с капиталом темного происхождения, но и со смутными политическими воззрениями - богоискатели, космогонисты, борцы с абортами, анархо-синдикалисты, либералы и консерваторы. Были и депутаты нетрадиционной сексуальной ориентации, своими экстравагантными манерами и вечеринками бросавшие тень на фракцию. Впрочем, депутаты-натуралы, тот же водочный магнат Владимир Брынцалов или борец с коммунистами Александр Федулов, дискредитировали движение не меньше. Процесс избавления от лишних, случайных депутатов растянулся для фракции на весь созыв. "Единству" потом ставили в вину крайнюю неразборчивость при составлении списков: туда попали совсем уж случайные люди, представители мелкого бизнеса и даже криминалитета…
Что касается Березовского, то Франц Клинцевич признается, что тогда не знал о степени его участия. Просто поверил Шойгу, который сказал, что этот олигарх не участвует. "От администрации все делал Шабдурасулов, он представлял интересы Ельцина и Путина", - говорит Клинцевич.

Именно Путин стал неформальным лидером "медведей". К тому времени он уже снискал популярность как бескомпромиссный борец с терроризмом в Дагестане. Попутно страна знакомилась с его "досье": офицер КГБ, соратник Собчака, борец-дзюдоист и просто непьющий человек. Может быть, это - совпадение, но и первая "тройка" движения вся состояла из борцов - борец со стихией Шойгу, спортсмен-борец Карелин и борец с преступниками Гуров.

Впрочем, вскоре не они, а совсем другие люди стали "лицами партии": никому не известные до поры провинциальные чиновники средней руки - Борис Грызлов и Любовь Слиска. Первый возглавил фракцию "медведей", Слиска же получила второй по значимости пост в Госдуме - кресло первого вице-спикера. Никто из них и мечтать не мог о такой карьере. На первом после избрания собрании фракции питерскому партактивисту Грызлову даже не нашлось места в президиуме: он туда было сел, но потом подошли более важные люди и пришлось уступить место. Рассказывают, что на роль лидера фракции изначально планировали назначить депутата со Ставрополья Владимира Катренко, но в последний момент питерские взяли свое: Грызлов как-никак был школьным другом вновь назначенного шефа ФСБ Николая Патрушева.

Прошло несколько лет, и бывшие враги - "Единство" и ОВР - слились в одну партию. Кремль увидел в этом глубокий смысл. "До этого у нас проекты партии власти менялись от выборов к выборам, - говорит Дмитрий Бадовский. - Но потом стало понятно, что партийная система должна быть отстроена как постоянно действующая, а не как мерцающая раз в четыре года". В этом смысле ЕР удалось собрать элиту воедино. "Это было такое "принуждение к консолидации", так что в этом смысле строительство доминантной партии стало частью программы строительства вертикали власти", - полагает Бадовский. Впрочем, это уже другая история.

Единство противоположностей

Михаил Виноградов

Осенью 1999 года движение «Единство» вовсе не выглядело победоносным. Трудно было представить, что через десять лет оно превратится в могущественную «Единую Россию».

О том, как создавалось «Единство» и как оно смогло победить своих оппонентов, вместе с корреспондентом «Профиля» вспоминал Игорь Шабдурасулов . Осенью 1999-го он работал первым заместителем главы администрации президента РФ и стоял у истоков движения.

- Игорь Владимирович, как вы оказались вовлечены в работу по созданию «Единства»?

С осени 1998 года я работал гендиректором ОРТ и был уверен, что моя работа на госслужбе закончилась. Но тогда же премьер-министром был назначен Евгений Примаков, и почти сразу стали формироваться два политических лагеря - президентский и премьерский. На лагери начала делиться не только федеральная власть, но и губернаторы, имевшие тогда не в пример больше веса и возможностей. В конце 1998-го был сформирован предвыборный блок «Отечество-Вся Россия» во главе с Примаковым и Лужковым. И сначала в неявной форме, а потом уже и в явной, публичной, он позиционировал себя как партия, находящаяся в оппозиции президенту и его окружению. Разговоры о том, что нужно создать противовес, появились почти сразу же после формирования ОВР.

- От кого исходили идеи и распоряжения? Кто был «мозгом» этой уникальной кампании?

В июле-августе 1999-го эти разговоры приобрели более явное содержание, причем смысл был такой - «надо попробовать: получится - хорошо, а нет - будем искать другие варианты». У истоков этой дискуссии стояли Валентин Юмашев, Борис Березовский, Александр Волошин, отчасти Владислав Сурков. Для меня эта дискуссия закончилась звонком Бориса Николаевича Ельцина, который сказал, что мне нужно вернуться на госслужбу и заняться этим проектом.

- Расскажите, как вы подбирали лидеров «Единства».

Переговоры велись с разными людьми. Мы пришли к решению не создавать большую «сборную солянку», которая еще и внутри этого списка будет между собой конкурировать. Согласитесь, троих проще объединить, чем 12 или 20. В результате мы пришли к этому нетривиальному решению, оно далось не без труда, - сконцентрироваться всего на трех лидерах. У меня, и не только у меня, были очень долгие консультации с Сергеем Шойгу, его выдвинули первым. Все знали главу МЧС, знали, чем занимается ведомство, хотя он и не был до того публичным выборным политиком.

Карелин - другая история: сила и спорт, уникальный спортсмен, а Гуров - легендарная личность, связанная с той самой борьбой с коррупцией, с которой борются до сих пор. Так сформировалась «тройка», и на нее стали делать акцент.

- Но ведь нужно было еще найти людей с мест?

Была огромная проблема с региональными списками. Во многих регионах, стоявших близко к ОВР, нам приходилось выбирать из второго, а то и из третьего эшелона местных элит. Многие опасались, не верили, боялись дискредитации. И очень много кандидатов было отсеяно после проверок по линии силовых структур. Причем мнение ФСБ далеко не всегда совпадало с мнением МВД. В результате в финальный список, и, соответственно, в Госдуму, попали многие люди, которые даже в принципе на это не рассчитывали, а были внесены просто «для галочки», на уровне вице-губернаторов, региональных чиновников, главврачей больниц, предпринимателей и т.д. И после формирования состава Думы к нам были упреки: мол, кого вы нам определили? Но если вы даже сегодня посмотрите состав Госдумы, там немало тех, кто пришел с «Единством». Начиная с председателя.

- ЕР сейчас аккуратно дистанцируется от своего юбилея. В основном из-за расхожего мнения, что «Единство» придумал Березовский.

Опять персонализация! То, что он стоял у истоков избирательного блока, создававшегося для противостояния блоку ОВР, не подлежит сомнению. То, что он был чуть ли не единственным, кто изначально лоббировал эту идею, - тоже факт. А вот на стадии реализации проекта он стоял далеко: не занимался этим, не курировал. На этапе самой избирательной кампании какие-то креативные идеи шли и от него, но на уровне… (делает круговое движение кистью руки), а не на уровне карт, планов, схем, одобрения или отклонения каких-то решений. Кстати говоря, также несправедливо принижать и роль самого Владимира Путина в этом проекте, особенно на финальном этапе избирательной кампании. На мой взгляд, его прямая и косвенная поддержка «Единства» дала не менее 50% успеха всего этого дела.

Можно как угодно относиться к тем или иным персонажам, но переписывать историю не стоит. Ребята, что было - то было! После того как Березовский оказался в опале, уехал, стал чуть ли не главным врагом власти, многие из тех, кто сегодня у власти (или при власти), забыли или делают вид, что забыли, о своих с ним отношениях. Бог им судья. До сих пор помню замечательные репортажи ребят с НТВ, занимавших позицию «анти»: «Вот мы увидели, как по коридору на Старой площади в кабинет к Шабдурасулову прошел Шойгу в 8.30 вечера, а ближе к полуночи у 1-го подъезда мы замечаем Березовского! Вот где тайный штаб…» Смешно это было, конечно.

- Вы не жалеете, что стояли у истоков «Единства» и «Единой России»?

Что стоял у истоков «Единства» - нет, абсолютно не жалею. Это был уникальный и вполне успешный проект. С «Единой Россией» другая история.

В политике трудно говорить о принципах, поэтому я могу умом понять последующее объединение двух непримиримых, казалось бы, врагов и превращение их в единую структуру со значительным кадровым перемешиванием. Но в тот момент я уже не занимался этим, и, если бы тогда мне сказали «займись этим!», я бы отказался. По принципиальным соображениям.

Досье

Шабдурасулов Игорь Владимирович родился в 1957 году. В 1979-м окончил географический факультет МГУ, работал в Институте географии АН СССР. С 1992 года - в аппарате правительства РФ. В 1995-1998 годах - начальник департамента культуры и информации аппарата правительства РФ. В 1998-м - зам-руководителя администрации президента РФ. В 1998-1999-м - гендиректор ОАО «ОРТ». В 1999-2000-м - первый замруководителя администрации президента РФ.

Программа Единства образца 1999 года: Без комментариев.

"ЕДИНСТВО готово разрушить бюрократическую систему и покончить с всевластием чиновников, которые обращаются с законами так, как это нужно им, а не так, как это нужно людям".

"ЕДИНСТВО выступает за расширение полномочий Думы - при наличии в ней ответственных депутатов и Правительства - при назначении в его состав добросовестных профессионалов".

"ЕДИНСТВО выступает за дальнейшее усовершенствование избирательной системы, в которой основу составят мажоритарные выборы, когда все депутаты избираются по одномандатным округам, а кандидаты в Думу находятся в абсолютно равных условиях".

"В новой Думе ЕДИНСТВО будет выступать за отмену большинства депутатских привилегий и депутатской неприкосновенности".

"ЕДИНСТВО выступает за эффективную борьбу с коррупцией путем устранения причин, ее порождающих. Количество чиновников следует резко сократить, а оставшимся - установить достойную зарплату, освобождающую их от необходимости вымогать взятки у людей".

"В планах ЕДИНСТВА - мощная жилищная программа и радикальная коммунальная реформа. Мы добьемся организации в России адресной защиты малоимущих за счет тех, кто сейчас почти ничего не платит за содержание своих особняков и роскошных апартаментов".