«Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования. Доступность образовательной среды для обучающихся с овз и инвалидностью Положительные стороны дифференциации

Разделы: Общепедагогические технологии

Основная проблема, которая стоит перед современным обществом – как найти подход к каждому ребенку с целью обеспечения доступности качественного образования. Попробуем определить, прежде всего, такие понятия, как оптимизация и качественное образование.

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).

Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных. Качество школьного образования - это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

Структурные компоненты качества результатов образовательной деятельности: конкурентоспособность ОУ; качество подготовки выпускников; качество обученности школьников; результативность учебных занятий и внеклассных дел; способность школы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся; уровень воспитанности обучающихся; личностные достижения обучающихся и педагогов.

Качество образовательного процесса – совокупность основных его свойств в целом, свойств отдельных сторон, звеньев и элементов в их оптимальном сочетании, обеспечивающих эффективное выполнение им триединой задачи по образованию, воспитанию и развитию личности школьника.

Образованность - важнейшая результирующая характеристика качества ОП, носителем которой является личность обучающегося (выпускника); мера достижения личностью школьника такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, которая в наибольшей степени отвечает потребностям ее дальнейшего совершенствования и самореализации, потребностям общества.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

Для выполнения требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на современном этапе, необходимы: решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности. Известно, что предложенное всем учащимся содержание обучения, усваивается детьми по-разному: один не может продемонстрировать усвоенных раннее знаний; другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, демонстрирует феноменальные способности; а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет учиться». Учитель обязан знать , что все его ученики индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный материал. Его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им возможность научиться за счет специально предусмотренных приемов учебной деятельности, наметив при этом пути формирования учебных навыков учащихся. Так как у каждого школьника свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо, прежде всего, знать психолого-педагогические особенности, чтобы выбрать основные направления работы с ними, включая в учебный процесс самые различные виды деятельности. Проблема у некоторых учителей состоит в том, что они не могут найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Обучение является результатом, методом учителя. В своей работе необходимо учитывать следующее.

Выделяется несколько уровней активности у детей:

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ

Основные направления работы

  • Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;
  • Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;
  • Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно
  • Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;
  • Проводить минутки психологической разгрузки;
  • Создавать особую эмоциональную атмосферу урока;
  • Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.

ОТНОСИТЕЛЬНО АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания;
  • Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению
  • Торопливы
  • Их внимание можно «держать» вопросами, которые учащиеся задают сами в конце урока по теме;
  • Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом;
  • Для них очень важна эмоциональная поддержка;
  • Эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Психолого-педагогические особенности учащихся

Основные направления работы

  • Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность;
  • Предлагают оригинальные пути решения;
  • Работают преимущественно самостоятельно;
  • Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.
  • Побуждать к самостоятельности в учении;
  • Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации;
  • Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.);
  • Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний

ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Наша школа – образовательное учреждение со смешанным (в отличие от других образовательных учреждений) контингентом учащихся, где учатся:

  • одаренные и обычные дети,
  • нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении;
  • дети-сироты;
  • дети с дивиантным поведением;
  • дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии;
  • дети-инвалиды.

Позиция школы состоит в том, что ребенок в ней – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Для этого приоритетным в деятельности современных школ должен стать ресурсный подход.

Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Таким образом, основой индивидуально-ориентированной системы является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей.

Педагог должен знать учебные возможности ученика, его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала, опираться на обратную связь с учеником на каждом уроке, т.к. четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.

Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении:

  • принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания);
  • принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. В связи с тем, что в школе все больше детей разных национальностей, необходимо учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся в процессе обучения. Организуя дифференцированное обучение учителям важно учитывать национальные особенности учащихся, формировать гуманистическое отношение между детьми, недопущение национальной розни, использование имеющихся у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе.

Положительные стороны дифференциации:

  • исключение уравниловки и усреднения детей;
  • повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
  • объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала;
  • создание щадящих условий для слабых учащихся.

Виды дифференциации:

  • региональная – по типу школ
  • внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки
  • в параллели (группы и классы различного уровня);
  • межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные);
  • внутриклассная дифференциация.

Каковы педагогические условия повышения качества обучения учащихся в нашей школе? Что же мы с вами должны делать в этом направлении?

1. Использование различного рода педагогических технологий, в основе которых лежит организация взаимодействия учителя и ученика. Некоторые учителя являются «урокодателями», т.е. применяют традиционные методы обучения, которые имеют низкую педагогическую эффективность. В классе в силу индивидуальных различий в темах обучения по каждому предмету стихийно складывается структура сильных, средних и слабых учащихся, управлять которой преподаватель не может по сути своей технологии. Чаще всего учитель ориентируется на работу с одной или двумя категориями учащихся. В результате страдают либо дети, проявляющие повышенные способности к предмету, либо отстающие, либо и те и другие. В классе все время возникают конфликты по причине постоянного присутствия «отверженных». Жертвой этой технологии является не только ребенок, но и применяющий ее учитель. «Комбинированный урок имеет следствием огромный объем домашней работы, перегрузку учащихся, учебные трудности, а, следовательно, растущее число неуспевающих, взаимные претензии учителей, конфронтацию учителя с учащимися. 50% учащихся не понимают содержание учебного материала в ходе работы на комбинированном уроке. Следовательно, комбинированный урок – технология малой эффективности. На сегодняшний день наиболее эффективны ряд технологий.

Объяснительно-иллюстративные технологии .

Информационно-коммуникативные технологии

Личностно-ориентированные технологии

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения и воспитания

Развивающие технологии

Акмеологические технологии

Технология обучения и воспитания без насилия

Технология проблемного обучения и воспитания

Технология полного усвоения знаний

Технология сотрудничества

Технология коллективного взаимодействия

2. Изменение ментальности педагогов, которую необходимо кардинально изменить в первую очередь. Если вам зададут вопрос «В чем заключается главная трудность для учащихся при освоении Вашего предмета?». Типичным ответом является следующее – недостаточный уровень развития учащихся, т.е. дети как бы «сами виноваты», другие сетуют на сложность учебного материала, на несовершенство методики преподавания, и лишь единицы на недостаточность своих знаний. Что же получается в итоге? Педагог хороший, материал простой, а из-за низкого развития учащихся все нарушается. Возможно ли это? Вряд ли! Тем более, что многие дети учились в нашей школе весь срок обучения. Каждый учитель в работе с любыми детьми обязан найти эффективные технологии, оптимальные пути повышения качества образования именно на его уроке. Конечно, не всякий учащийся способен достичь творческого уровня овладения знаниями. Однако, чем выше эффективность применяемой педагогической технологии, квалификация и компетентность учителя, тем большее количество учащихся достигнет успехов в обучении.

3. Немаловажную роль в мотивации к учению является эстетический критерий. Он имеет сильное влияние на отношение школьников к учению, школе. Дети чутко реагируют на неряшливость в одежде учителя, косноязычие, неумение правильно интонировать речь, на неуклюжесть педагога, его неадекватные жесты и мимику. Педагог-мастер во все времена был выразительным педагогом. Не требуйте от ребенка красивого оформления работы, если на доске пишете кое-как. Тем более не требуйте от ребенка правильного поведения, когда он понял фальшь «образцово-показательного открытого урока». Когда он оскорбился разницей в тоне разговора учителя с ним и его родителями; когда он возмутился снижением оценки за знания из-за размолвки с педагогом. Важно понимать, что ребенок ожидает доверительной беседы, а не «вердикта верховного судьи», тем более «оглашения безжалостного приговора перед всем классом». Эффективная педагогическая психология не может не быть красивой; она наполнена чувством меры; гармонии цели, содержания и формы.

Выводы: в целях обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее:

  • Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению;
  • Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием;
  • Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения;
  • Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.

Обращение к тебе, Учитель!

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, «самого главного» приема.

Радуга из одного цвета – нет радуги.

Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология – свой результат.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество – схватиться за все сразу.

Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе – совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в нашей работе.

Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться.

Опыт федеральной площадки ПФО по обучению лиц с ограниченными возможностями

Работы по реконструкции инфраструктуры для обеспечения доступности зданий и помещений инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводятся в УГНТУ с 2015 года.
Во всех учебных корпусах созданы материально-технические условия, которые обеспечивают возможность беспрепятственного доступа в здание, аудитории, жилые, туалетные и другие помещения.
Имеются подъездные пандусы, кнопки вызова персонала, вертикальные подъемники для перемещения между этажами, дополнительные перила и горизонтальный подъемник на лестничных маршах, специально оборудованные туалеты.
В лекционных аудиториях оборудованы специальные места с возможностью размещения студентов на кресле-коляске и подключения к электрической сети технических средств обучения, имеются радиомикрофоны, заушные индукторы и индукционные петли. На базе библиотеки оборудовано стационарное рабочее место для незрячего или слабовидящего пользователя.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов в университете внедрена такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявляется с положительной стороны и в общественной жизни.
Студенческая поликлиника университета обеспечивает оказание врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
Принятые меры обеспечивают создание условий для инклюзивного обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.












Информация о доступе в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Сведения о наличии библиотек, объектов спорта, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Вид помещения

Адрес места нахождения

Площадь, м 2

Количество посадочных мест

Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Доступ к стационарному рабочему месту для незрячего или слабовидящего пользователя, осуществляется в читальном зале периодики (3-201Г) Стационарное рабочее место включает в себя: ПК + специализированное программное обеспечение экранного доступа JAWS forWindows, а также для слабовидящих пользователей программное обеспечение экранного увеличения MAGic. Данное рабочее место позволяет работать на компьютере и в сети интернет без помощи зрения. Благодаря речевому синтезатору, информация с экрана считывается вслух, обеспечивая возможность речевого доступа к самому разнообразному контенту.

Библиотека

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 195

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Библиотека

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Библиотека

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок главного корпуса

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1.

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Открытые физкультурно-спортивные плоскостные сооружения: Спортивная площадка

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, д. 14

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный корпус

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 195

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе

Российская Федерация, 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Акназарова, 24

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спорткомплекс

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: Спортивный блок в учебном корпусе

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Крытые (комплексные) физкультурно-спортивные сооружения: спортивный зал

Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

ГБУЗ РБ ГКБ № 18 г. Уфы

Поликлиническое отделение УГНТУ

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кольцевая, 5

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д 193/1

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Отделение медицинской профилактики

Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Медпункт

Доступность в здание:

Поручни,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 2

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 4а

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 6

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/1

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 8/3

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. М. Пинского, д.4

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Р. Зорге, 71

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 193

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 195

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок.

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 450078, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского,145

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Курчатова, 14а

Доступность в здание:

Подъемные платформы (аппарели),

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 453118, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Проспект Октября, 2

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. З. Космодемьянской, 33

Доступность в здание:

Поручни,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Девонская, д. 54а

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Столовая/буфет

Российская Федерация, 453250, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Губкина, д 22Б

Доступность в здание:

Поручни,

Пандусы,

Доступные входные группы,

Доступные санитарно-гигиенические помещения

Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок

Взаимодействие с ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ)

Call-центр: 8–800-222-0578 (бесплатный федеральный номер); [email protected]

Call-центр Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья #ВятГУ продолжает свою работу.
В рамках приемной кампании-2019 call-центр РУМЦ #ВятГУ проводит консультации по вопросам поступления в вуз абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Вы можете обратиться в сall-центр по телефону: 8-800-222-0578 или задать вопрос письменно по адресу: [email protected] .

Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, наличиеспециальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Министерство образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/

Информационный ресурс библиотеки образовательной организации -

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья -

В опросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются на всех уровнях власти. Одной из острых проблем доступности образования является обеспечение лиц с ОВЗ по зрению электронно-образовательными ресурсами в формах, адаптированных к их состоянию здоровья. О своём опыте и достижениях в области развития адаптивных технологий рассказывает лидер рынка отечественных полнотекстовых электронных баз данных.

Наталья ИВАНОВА , директор компании «Ай Пи Эр Медиа» (ЭБС IPRbooks)

Актуальность проблемы

30 декабря 2017 г. введены новые ФГОС ВО 3++, согласно которым обучающиеся из числа инвалидов и лица с ОВЗ должны быть обеспечены печатными или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

С 1 сентября 2018 г. к электронным библиотечным системам будут применяться положения нового национального стандарта ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения, согласно которым ЭБС должна обеспечивать предоставление электронных образовательных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Таким образом, разработчики ЭБС должны учитывать все требования законодательства и новых ГОСТов и гарантировать пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.

От идеи до реализации

Наша компания начала работу в этом направлении в 2010 г. одновременно с созданием ЭБС IPRbooks, когда вопросы инклюзивного образования ещё активно не обсуждались на высоком уровне. При разработке ПО для чтения книг в ЭБС мы задумались о том, что у пользователей системы могут существовать разного рода проблемы со зрением, поэтому было принято решение об адаптации ЭБС для них с самого начала.

Приобретение качественного программного продукта для чтения книг позволило максимально адаптировать приложение под поставленные задачи, в том числе обеспечить защиту текста и сохранение его качества.

Выбранное нами решение оказалось дорогостоящим, но оно того стоило: с одной стороны, все тексты в нашей ЭБС надёжно защищаются, с другой - увеличиваются в пределах до 300 % без потери качества изображения. Это позволяет людям с плохим зрением использовать все лицензионные издания ЭБС, а их более 55 тыс.

В 2016 г. компания «Ай Пи Эр Медиа» сделала ещё один шаг навстречу пользователям с плохим зрением и создала версию сайта ЭБС I P Rbooks для слабовидящих. Она разработана в полном соответствии с действующим ГОСТ 52872-2012. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению, а также с международными стандартами, которые существуют в этой сфере. Мы самостоятельно обратились к специалистам, чтобы осуществить экспертизу нашей версии сайта для слабовидящих в целях контроля качества и подтверждения его соответствия потребностям людей с ОВЗ по зрению.

Исследование ресурса проводилось специалистами отдела информационных технологий НУ «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» (ИПРПП ВОС «Реакомп»), который был создан на базе главного центра компьютерных технологий ВОС и института повышения квалификации для организации многоплановой работы с инвалидами по зрению. В результате было выдано положительное экспертное заключение.

Создавая и развивая

Следующим этапом работы в этом направлении стало включение в базу ЭБС I P Rboоks обширной коллекции литературы в аудиоформате. Сейчас пользователям доступно более 2 тыс. звуковых книг разных жанров.

Кроме того, в настоящее время мы активно работаем над созданием специальной коллекции литературы для людей с проблемами зрения, обучающихся по доступным для них специальностям в вузах и колледжах. На основе электронных книг ведущих издательств, с их предварительного согласия, мы создаём аудиоиздания и проводим их специальную подготовку. Подготовлен каталог, включающий уже около 600 таких учебных и научных изданий. Он, в свою очередь, разделён на профильные коллекции, основанные на перечне профессий, рекомендованных для инвалидов по зрению Министерством труда и социальной защиты РФ. Каждая коллекция наполнена изданиями по дисциплинам, входящим в образовательный стандарт той или иной специальности. При этом в коллекциях содержатся книги не только по гуманитарным дисциплинам, но и по математике, геометрии, основам программирования. Эти предметы особо сложны для восприятия на слух и перевода их в аудиоверсию, но это существенная альтернатива книгам, напечатанным шрифтом Брайля, без которых, конечно, изучение таких предметов затруднительно.

Для работы с этой коллекцией нами была создана специализированная программа невизуального доступа к информации для мобильных устройств - I P Rbooks WV-Reader, полностью ориентированная на людей с ОВЗ по зрению и пользователей, испытывающих проблемы с восприятием текста. Об этом проекте хотелось бы рассказать подробнее.

Мобильная библиотека для всех

Мобильные сенсорные телефоны давно стали незаменимыми помощниками в повседневной жизни для слепых и слабовидящих. Мировые разработчики ПО специально для людей с ограничениями зрения внедряют в мобильные устройства голосовые сервисы и программы, делающие доступными многие внешние ресурсы. Однако доступ к лицензионному контенту и базам данных пока серьёзно ограничен в связи с тем, что владельцы контента используют разные способы его защиты.

Приложение I P Rbooks WV-Reader работает на базе ОС Android, и сейчас мы разрабатываем аналогичное решение для устройств с ОС iOS. Оно существенно отличается от мобильных приложений, ориентированных на пользователей с нормальным зрением.

Важными преимуществами ПО является то, что оно максимально полно интегрировано с сервисом для слепых и слабовидящих TalkBack, созданным компанией Google. Из важных функций ПО перечислю лишь некоторые: авторизация по QR-коду, ведь ввод пароля для людей с проблемами зрения - серьёзная проблема; распознавание голосовых команд и поиск-навигация по каталогу и содержанию книг и, конечно же, специальный контент. В ПО нет книг и функций, которые не могут использоваться людьми с ОВЗ по зрению.

Данное ПО мы также отправляли на экспертизу в НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» на базе главного центра компьютерных технологий ВОС, и в результате было получено экспертное заключение, которое позволяет говорить о возможности его использования людьми с ОВЗ по зрению. Кроме этого, экспертами было установлено, что ПО соответствует стандартам мобильных приложений для смартфонов, разработанным некоммерческой организацией «Российская система качества».

В сентябре 2017 г. мобильное приложение WV-Reader IPRbooks завоевало первое место в конкурсе профессионального мастерства «Ревизор-2017» в номинации «Инновационные сервисы и технологии».

Нормы и стандартизация услуг для людей с ОВЗ

Разрабатывая продукты, компания «Ай Пи Эр Медиа» всегда ориентируется, во-первых, на принятые требования и нормы, включая международные и национальные стандарты, законодательство, регулирующее данную сферу, а во-вторых, на ИТ-достижения лидирующих мировых компаний. Мы всегда стремимся получить объективную внешнюю оценку своих продуктов и услуг, проводя добровольную сертификацию и экспертизу. Это без лишних слов и формальных обещаний гарантирует их качество. Кроме того, такая работа позволяет выявить проблемные места, улучшить качество продуктов и привести их в соответствие с требованиями.

Напомню, что мы первая и практически единственная компания, которая успешно прошла сертификацию ЭБС, в том числе на соответствие ранее действующему приказу № 1953 Минобрнауки России, регламентировавшему количественные и качественные характеристики ЭБС.

С технологиями и программами для лиц с ОВЗ по зрению всё гораздо серьёзнее: разработчики не имеют права лишь формально обеспечивать требования к доступности электронно-образовательных ресурсов для таких пользователей. Совершенно согласна с высказыванием, что именно разработчики электронных образовательных ресурсов должны учитывать все требования законодательства и гарантировать учебным заведениями и их пользователям доступность своих ресурсов лицам с ОВЗ, в том числе и инвалидам по зрению.

Отсутствие национальных стандартов для подобных программ может привести к созданию некачественных продуктов. По мнению сотрудников компании, стандарт должен появиться и к его разработке необходимо привлекать представителей Всероссийского общества слепых и тех незрячих специалистов, которые трудятся в сфере ИТ.

На Международной конференции «ИТ-Стандарт 2017», проходившей в Москве 5 декабря 2017 г. на базе Московского технологического университета, руководители специализированных технических комитетов, работающих в области ИТ-стандартизации, обсудили данные вопросы и пути их решения. Со своей стороны, компания готова к участию в разработке стандартов и привлечению всех заинтересованных сторон.

12 декабря 2017 г. «Ай Пи Эр Медиа» провела в Москве проблемно ориентированный семинар «Адаптивные технологии в библиотеках для использования изданий лицами с ОВЗ по зрению и другими нозологиями. Проблемы и современные пути решения», где представители Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и специалисты вузов и библиотек также обсудили необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Кроме того, в семинаре приняла участие Первый заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Светлана Журова, обсудившая ратификацию Россией Марракешского договора.

Таким образом, в компании продолжается работа по созданию доступной среды в цифровых образовательных ресурсах, и мы готовы делиться опытом и оказывать помощь в этом направлении всем заинтересованным.

Записал Сергей Спиридонов

Тема педсовета: Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами .

Дата проведения: 09.02.15 Время проведения: 13:00

Место проведения : кабинет № 218

Цель: Ориентация школы на новую образовательную модель.

Задачи:

1. Выявить сущностные характеристики нового качества образования и особенности его достижения в условиях школы.

2. Выявить уровень готовности всех субъектов образовательного процесса к достижению нового качества образования.

3. Наметить пути достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно-воспитательного процесса в школе.

Участникам педагогического совета сидят группами.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе: стратегический (педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Повестка

1. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе

2. Сущностные характеристики нового качества образования

(выступления зам. директоров по УВР)

    Доступность и качество образования в нач.школе в свете ФГОС. (Крылова Н.В).

    Обучение основам научно-исследовательской деятельности учащихся школы.

    Исследовательская деятельность на уроках.

    Взгляд всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, учащихся, родителей) на цели - результат современного образования и пути достижения этого результата в современных условиях.

Подготовка к педсовету

    Заместители директора посещают уроки (цель: оценка качества образовательного процесса на учебном занятии, изучение опыта сцелью последующего обобщения), организуют работу по подготовке видеоматериалов к педсовету.

    Посешение уроков с целью оценки качества образовательного процесса на учебном занятии, изучения опыта для последующего обобщения

    В рамках подготовки к педсовету проводилось анкетирование:Все участники образовательного процесса отвечают на вопрос: «Что Вы понимаете под качеством образования сегодня?»

    учащихся старших классов: 9 «А», 10 «А», 11 «А» классов

    родителей учащихся школы

    педагогов школы

    Подготовка видеоматериалов к педсовету

    За работу съемочной группы отвечает Лебедева О.В.

    За работу мультимедийной аппаратуры отвечает Мишукова Е.В.

    На заседаниях МО проводятся «философские столы». Итоги обсуждения анкеты методическими объединениями используются при подготовке выступлений педагогов.

Ход педсовета

    Фроленкова СС. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе

Основное требование времени: через образование и науку – к развитию общества, расширению демократических традиций, создание механизма устойчивого развития образования. Образование должно быть доступно всем, кто хочет и способен его получать, не зависимо от доходов, места жительства, национальной принадлежности. Доступное образование – это важнейшее гуманистическое требование, необходимый элемент социального государства и условия движения страны к обществу знаний. Обеспечивая равные условия для обучения, равные стартовые возможности детей из разных социальных групп и слоёв населения в рамках предшкольного образования школа предлагает пятимесячные курсы для будущих первоклассников. Реализуется программа дошкольной подготовки «Ростки». Для обеспечения доступности образования в начальной школе работает группа продленного дня.. В практической работе школы реализуются идеи, обеспечивающие: вариативность и свободу выбора в учебном процессе; условия для овладения каждым учащимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями; развитие компетентности учащихся посредством использования в образовательном процессе лицея современных педагогических технологий и различных форм. Базисный учебный план разработан с учетом необходимости выполнения государственного стандарта, образовательного социального заказа и запросов родителей. Тематические планирования составляются с учетом индивидуальных особенностей классных коллективов, педагоги используют современные педагогические технологии. Для более углубленного и расширенного изучения предметов проводятся факультативные занятия. На первой ступени обучения реализуются государственные программы по УМК «РИТМ», «Дидактическая система Л.В.Занкова». В 1-4, 10-11 классах введены дополнительные часы физической культуры, в 4-х классах курс ОРКСЭ. Для осуществления предпрофильной подготовки в 8-9 классах проводятся занятия по курсу «Моя профессиональная карьера». Учебный план третьей ступени обучения включает в себя: базовый компонент, обязательный для всех профилей обучения и факультативные курсы. Образовательный процесс организован на современном уровне. 100% учителей прошли обучение работе на персональном компьютере и переподготовку с целью использования компьютерных технологий на уроках. В перспективе стоит задача дальнейшего обучения учителей работе с компьютерным оборудованием с использованием Интернета. В нашей школе большинство учителей систематически используют в своей работе современные педагогические технологии, при этом учитывая возрастные особенности детей; преемственность методик и технологий; учебно-методическую базу школы. Педагогический коллектив школы – один из самых опытных в системе образования Советского района. В целом работа педагогического коллектива отмечается высокой результативностью и стабильностью. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед. Мониторинг образовательного процесса по таким показателям как: доступность, учебные возможности учащихся (обучаемость, работоспособность), здоровье учащихся, отношение к школе показывает положительную динамику. По результатам образовательной деятельности школа создает все необходимые условия для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования детям. МБОУ СОШ № 122 является одной из лучших, стабильно работающих образовательных учреждений района.

    Тихонова Г.Л.

Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образовании для своего ребёнка.

А что такое «качество образования» сегодня?

Качество образования понимается как

Важнейший показатель успеха школы,

Важнейшая системообразующая задача и направление дея тельности внутришкольного управления;

Совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчи ков на образование.

Качество об разования - соотношение цели и результата, меры достижения целей, притом, что цели (результаты) спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика.

Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями.

Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же эти особенности XXI века?

Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего раз вития - в наше время все земные про блемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия.

По данным про гнозов в начале века должны были углубляться и расширяться кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис , .)

Вторым кризисным явлением будет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение проблемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.

Третий кризис - глобальное изменение климата , усиление действия стрессовых факторов среды на человека.

Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза численности населения на земном шаре.

И превращение человека-созидателя в человека-потребителя -

это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками потребленческого культа.

Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успе ха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим учеником, совсем не надо быть хорошим человеком . Где искать выход? Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные проблемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.

Каким образом это можно сделать?

Наверное, только улучшением человеческой природы. Уместны в этой связи слова Эриха Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».

Противоречие между ростом информации и способностью человека усвоить ее .

Темпы развития информационных технологий, объем новой инфориации, буквально обрушивающийся на современного человека, настолько велики, темп жизни настолько ускоряется с каждым годом, что охватить и усвоить все новое, что открывается в различных областях человеческих знаний, становится просто невозможно, если мы при этом хотим сохранить умственное и нравственное здоровье. Практика свидетельствует: перегруженность учебных программ, включение в них все новых и новых предметов приводит к тому, что молодые люди не в состоянии без ущерба для физического и психического здоровья усвоить их на требуемом уровне. В связи с этим возникает острая необходимость определить приоритеты образовании, разработать новые стратегии образования человека.

Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически заложенных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, ко торые бы позволили добиваться максимального эффекта от их ис пользования в условиях изменяющейся природной ситуации.

Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание должно быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общест во, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.

Каковы же цели современного образования?

Чаще всего большинство выпускников школ не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Руководитель крупного промышленного холдинга, одни из потенциальных заказчиков системы общего среднего, так и высшего профессионального образования, в одном из своих выступлений говорил: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества, дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия».

Что же происходит? Почему, проведя 10-11 лет в школе, выпускник не овладевает самым главным умением? Чтобы понять это и самое главное, осмыслить, каким образом помочь ребенку овладеть этим умением, необходимо определить, что нужно молодому человеку в современном мире.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявите таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Наиболее перспективной в развитии образования являете кон цепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущно стными характеристиками этой концепции являются:

· гибкость;

· разнообразие;

· доступность во времени и пространстве.

К реализации концепции образования на протяжении всей жиз ни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью не обходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:

· научиться познавать;

· научиться делать;

· научиться жить вместе;

· научиться жить в ладу с самим собою.

Собственно говоря, эти основы и являются целями современного образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.

Основой современных образователь ных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

Самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Самообразование (готовность конструиро вать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

В нашей школе тоже происходят изменения, направленные на вооружение учащихся навыками и умениями, необходимыми для жизни в XXI веке. О наиболее значимых расскажут учителя нашей школы.

Слово предоставляется председателю методобъединения учителей начальных классов Крыловой Н.В.. Тема ее выступления «----------------».

О приобщении учащихся к навыкам научно-исследовательской деятельности расскажет председатель м\о учителей естественного цикла Филиппова Т.В.

Смирнова М.П.прокомментирует свой урок в 5 классе.

Константинова И.В. прокомментирует свой урок в 1 классе.

Оценка качества: (РАБОТА В ГРУППАХ)

(Выступления учителей сопровождаются показами слайдов).

Зам. директора предлагает всем участникам выразить свой взгляд на цели и результат современного образования. Каждая из групп готовит заранее выступление в свободной форме по вопросам:

Председатели М\О анализируют анкеты педагогов.

Заместитель директора по УВР зачитывает результаты анкетирования родителей, учащихся(слайды).

1. Наша задача сегодня - выявить сущностную характеристику нового качества образования.

Если раньше родители ждали от школы, прежде всего, знаний, а учитель был непререкаемым авторитетом, то сегодня мы, родители, смотрим на школу несколько иначе. Родители хотят , чтобы школа стала вторым домом для наших детей, поэтому фундаментом основания этого дома должны быть:

· Любовь и уважение к нашим детям.

· Открытость в общении с нами и нашими детьми.

· Высокий профессионализм учителя.

· Хотелось бы видеть учителя нравственным человеком, потому что мы на него хотим равняться: он воспитывает не только ребенка, но порой и нас, родителей.

2. Какова же цель образования?
Назначение образования сегодня родители видят:

· в передаче детям глубоких знаний, которые обеспечат им по ступление в вуз или дадут возможность реализовать себя, в том числе и в рабочей специальности;

· в сформированности у ребенка представлений об общих культурных ценностях, привитии навыков коммуникативной куль туры (не в каждой семье учат ребенка строить отношения в коллек тиве).

3. Каковы пути достижения поставленных целей?
Необходимо:

· а) заинтересовать ребенка через кружки, классные часы, совместные поездки с родителями в театр, на природу, через организацию интересных встреч;

· б) расширить сферы общения, например, организовать в холле почтовый ящик, куда можно будет класть письма от учеников, учи телей, родителей;

· в) создать условия, при которых ученик может выбрать себе учителя, у которого бы хотел обучаться;

· г) дать возможность ученику 10-11 классов выбрать уровень сложности изучаемого предмета;

· д) нормировать домашнее задание, продумывать расписание так, чтобы портфель весил не больше самого ребенка.

4. Возможные проблемы при достижении нового качества обра зования.

· Могут возникнуть конфликты между учителем и учениками, а также между самими учителями.

· Неспособность школы удовлетворить запросы всех учащихся в выборе конкретного учителя.

· Может снизиться общий уровень знаний учащихся при выборе профиля обучения.

· Низкая техническая оснащенность уроков.

· В некоторых случаях недостаточный профессионализм учителя.

Таким образом, «фундаментом» основания школы, по мнению родителей, должны стать:

· любовь и уважение к детям;

· высокий профессионализм нравственного учителя;
«Стенами» этого дома (пути достижения целей образования) должны быть:

· совместная заинтересованная деятельность участников образовательного процесса;

· создание условий для реализации учащегося в зоне его ближайшего развития.

«Крышей» дома являются цели образования:

· передача знаний, для того чтобы можно было поступить в вуз;

· формирование и развитие коммуникативных способностей выпускника сегодняшней школы;

Фроленкова СС представляет результаты анкетирования учащихся по обозначенной теме и на их основе «выводит формулу» гармоничного, коммуникабельного, адаптированного к окружающему миру, интеллектуального, разносторонне развитого, здорового, физически выносливого выпускника.

Крылова НВ. Проводит рефлексию по итогам работы педсовета.

«Современный урок – это…..)

Проект решения.

Констатирующая часть:

Заслушав всех участников образовательного процесса, проана лизировав достижения, запросы и проблемы, о которых говорили участники педсовета, определить формирование нового качества образования как стратегическую цель школы.

На основании запросов и представлений всех участников образовательного процесса новое качество образования рассматривать как совокупность следующих показателей:

· степень развитости личности;

· уровень воспитанности личности;

· качество обученности школьников;

· отрицательные эффекты и последствия образования.

Постановляющая часть:

    С целью эффективного управления качеством образования создать новую модель управления школой.

Для этого:

Методическому совету обеспечить стратегию организации мониторинговой деятельности;

Рук. МО обеспечить педагогов методическими средствами и вовлекать их в исследовательскую деятельность;

Педагогу-психологу, медицинскому работнику, преподавателям ОБЖ и физкультуры, учителям-предметникам активизировать работу по выполнению программы «Здоровье» для создания условий сохранения здоровья детей, проведения мониторинга здоровья, отслеживания отрицательных эффектов образовательного пространства;

Заместителям директора, педагогу-психологуразработать систему мониторинга с целью непрерывного наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса

2. Сформировать трансформер методик, позволяющих отслеживать уровень достижения параметров, входящих в понятие «новое качество образования». (Отв. зам. директора)

3. Изучить существующие системы оценивания, создать усло вия для перехода на новые, эффективные формы контроля и оцени вания уровня знаний учащихся (рук. МО, зам. директора).

Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии

Характеристика качества образовательного процесса на учебном занятии

Показатели

Цели учебного занятия определены совместно с учащимися

Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия

Соответствие содержания учебного материала образовательным целям учебного занятия

Методы и педагогические техники обеспечили:

Мотивацию деятельности учащихся;

Сотрудничество учителя и учащихся;

Систематическую положительную и отрицательную обратную связь

Формы учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечили:

Сотрудничество учащихся;

Включение каждого ученика в активную деятельность по достижению образовательных целей

Соответствие методов обучения и педагогических техник:

Содержанию учебного материала;

Образовательным целям учебного занятия

Формы организации учебно-познавательной деятельности отобраны в соответствии:

С методами обучения;

С содержанием учебного материала;

С образовательными целями учебного занятия

Уровень достижения:

Образовательных целей учебного занятия;

Целей, ориентированных на раскрытие потенциала
ученика, его реализацию и развитие

Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии производится следующим образом:

Реализовано полностью - 2 балла;

Реализовано частично- 1 балл;

Не реализовано - 0 баллов.

Далее осуществляется вычисление коэффициента качества образовательного процесса на учебном занятии. Например, качество К = 17/30, 17 - сумма баллов, выставленных экспертом; 30 - максимально возможная сумма баллов.

Если К = 0,85 и отсутствует оценка - 0 баллов, то учебное занятие считается отличным; если К от 0,65 до 0,84 - учебное занятие хорошее, если К от 0,45 до 0,64 - учебное занятие проведено на удовлетворительном уровне.

Уважаемые коллеги!

вета «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достиже ния», ответив на следующие вопросы.

1. Что Вы понимаете под результатом образования в своей ра боте?

2. Что Вы понимаете под качеством образования в своей работе?

3. В какой образовательной парадигме Вы осуществляете свою педагогическую деятельность и почему?

4. Что Вы понимаете под «новым качеством образования»?

5. Каковы, по Вашему мнению, основные критерии нового ка чества образования?

6. Считаете ли Вы реальным достижение нового качества образования?

Спасибо за сотрудничество!

Уважаемые родители!

В школе состоится педсовет на тему «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения».

Учителя и администрация школы целенаправленно работают над повышением своего профессионального мастерства, видят свою задачу в создании условий для полноценного, разностороннего развития Вашего ребёнка.

Наш совместный путь по дороге знаний не всегда бывает легким и приятным. Мы знаем, что для достижения нового качества образования нам всем предстоит решить много проблем. Какие-то из них уже обозначены, осознаны нами, но что-то осталось незаме ченным.

Мы будем рады, если вы расскажете о своих проблемах и отве тите на следующие вопросы:

1) Какие цели, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед школой?

2) Чего Вы конкретно ждете от школы, на какой конечный ре зультат пребывания Вашего ребёнка в нашей школе надеетесь?

3) Что нужно сделать или изменить в школе, чтобы достижение этого результата стало реальным?

4) На решение каких проблем нужно обратить внимание в пер вую очередь?

Свои замечания Вы можете изложить на бумаге или высказать в устной форме председателю родительского комитета класса, которые обобщат все ваши пожелания и выступят с предложениями на педсовете.

Оргкомитет педсовета

Уважаемые старшеклассники!

Просим Вас принять участие в подготовке педагогического со вета «Новое качество образования: запросы, пути достижения», ответив на следующие вопросы:

1. Как Вы представляете результаты своего образования в школе?

2. Какое качество образования Вы хотели бы получить в школе?

3. Какое качество образования, полученное в школе, будет дос таточным для получения Вами профессионального образования?

4. Чему обязательно, по Вашему мнению, должны учить в рос сийских школах?

5. Соответствуют ли Ваши представления о качестве образования тому образованию, которое Вы получаете в школе?

Спасибо за сотрудничество

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Саратовской области

ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Доклад

« Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ »

Е.П. Аверина, методист

2015

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, с состоянием их здоровья, с рекомендациями, прописанными в индивидуальной программе инвалида. Одним из направлений реализации данного требования является внедрение новых подходов при формировании и организации образовательной среды в профессиональных образовательных учреждениях.

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательной среды.

Образовательная среда – это организационно, методически, технически и технологически приспособленная к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среда, обеспечивающая ему условия для освоения программ профессионального обучения, охрану здоровья, создающая условия для реализации индивидуальной программы реабилитации, доступность информационного и социокультурного пространства комплекса-интерната. Эта среда должна компенсировать, полностью или частично, ограничение жизнедеятельности инвалида в получении образования, позволяя ему выступать на рынке труда на равных конкурентных началах с другими специалистами. К таким ограничениям относятся ограничения в общении, ориентации, обучении, трудоустройстве, а в некоторых аспектах и самообслуживания.

Так что же представляет собой понятие «образовательная среда»?

Образовательная среда в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» – это не обособленное понятие. Все задачи по организации и созданию образовательной среды сосредоточены и решаются при комплексном сопровождении образовательного процесса обучающихся всеми структурными подразделениями учреждения.

Комплексный подход в формировании образовательной среды в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ базируется на следующих принципах:

  1. Нормативно-правовая база - основа деятельности учреждения.
  2. Кадровое обеспечение учреждения специалистами.
  3. Доступность здания комплекса-интерната и безопасного в нём нахождения, доступность образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  5. Адаптация образовательных программ, учебно-методического обеспечения в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и комплексное сопровождение образовательного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий.

1.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ.

Деятельность комплекса-интерната для инвалидов регламентирована не только нормативно-правовыми документами федерального, регионального уровня, и законами Российской Федерации, но и Уставом учреждения, документами локального характера – Положение о комплексе-интернате, Положение об обучающихся, Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, Положение о практике обучающихся, Положение об итоговой аттестации выпускников и другими локальными актами.

Реализация Федеральной программы «Доступная среда» в профессиональных образовательных учреждениях социальной сферы, утверждённой Постановлением правительства РФ от 17 марта 2011 года, послужила толчком к разработке Министерством образования и науки РФ «Требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», которые отражены в Письме Минобрнауки № 06-281 от 18.03.2014 г.

В данном документе раскрываются разноплановые аспекты по правилам организации обучения инвалидов, материально-техническому оснащению кабинетов, учебных аудиторий специальным оборудованием и приспособлениями. Здесь же дана полная характеристика образовательной среды и условий, которые должны быть созданы для инвалидов в зависимости от заболевания в профессиональных образовательных учреждениях.

2.Кадровое обеспечение учреждения.

Немаловажным фактором создания образовательной среды для профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ является кадровое обеспечение в учреждении. Для комплексного сопровождения образовательного процесса, воспитательного процесса обучающихся в учреждении сформирован штат сотрудников, имеющих необходимое специальное профессиональное образование и прошедших дополнительную переподготовку в 2015 году, которая позволила углубить знания о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. В учреждении получают профессию ученики с нарушением функций слуха, и с ними работает на занятиях теоретического и производственного обучения штатный переводчик русского жестового языка.

Все подразделения учреждения работают слаженно и комплексно, взаимодействуя друг с другом, что позволяет своевременно выявлять потребности обучающихся в сфере социальной поддержки, контроля соблюдения прав обучающихся, психолого-педагогического сопровождения, обеспечения равного доступа к информации во время занятий и во внеурочное время, медицинского реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности, что приводит к созданию и доступности единой образовательной среды в учреждении.

3.Доступность здания комплекса-интерната и безопасного в нём нахождения, доступность образовательных услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Создание безбарьерной среды в комплексе-интернате учитывает потребности различных категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • с нарушениями зрения;
  • с нарушениями слуха;
  • с ограничением двигательных функций.

Специальные условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате обеспечивают выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения и состоят в следующем: в учреждении и на прилегающей территории создана достаточная безбарьерная архитектурная среда, обеспечивающая беспрепятственный доступ в здание обучающимся (пандусы, поручни, широкие дверные проёмы, работает лифт), приспособлены помещения, территория, мебель, оборудование.

Прилегающая территория учреждения, входные пути, пути перемещения внутри здания также доступны для обучающихся и соответствуют условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных обучающихся. Имеются средства информационно-навигационной поддержки. Предупреждающая информация для инвалидов по зрению о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходным переходам) обеспечена изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров и направляющими полосами яркой контрастной окраской. Для инвалидов выделены места для парковки автотранспортных средств.

Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве комплекса-интерната включает визуальную и тактильную информацию.

Все помещения, доступные для инвалидов, отмечены специальными знаками или символами. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах колясках составляет не менее 1.8 м с учётом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Входная группа на первом этаже выполнена из ударопрочного материала. Одним из показателей доступности является

наличие специальных мест в кабинетах и мастерских для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  • В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) предусмотрена возможность оборудования по 1-2 места для обучающихся-инвалидов по каждому виду нарушения здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.
  • При оборудовании специальных учебных мест увеличен размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов, в перспективе продолжим замену двухместных столов на одноместные.
  • В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения и слуха, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске. - выделены 1-2 первых стола в ряду у дверного проема.

Вторым немаловажным показателем доступности является наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для обучающихся с различной нозологией.

  • На каждом этаже обустроены туалетные кабины, доступные для маломобильных обучающихся, оборудованные опорными поручнями.
  • Третьим показателем доступности является наличие системы сигнализации и оповещения для обучающихся различных нозологий.
  • Проектное решение здания комплекса-интерната обеспечивает безопасность маломобильных обучающихся в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий, их численности и места нахождения в здании.
  • Особое внимание уделено обеспечению визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях.
  • Пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания спроектированы в соответствии с нормативными требованиями к путям эвакуации людей из здания.

Ещё одним показателем доступности является информационное обеспечение доступности получения профессионального обучения инвалидами и лицами с ОВЗ, подтвержденное наличием на сайте учреждения информации об условиях обучения в учреждении.

4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Образовательный процесс осуществляется в 5 кабинетах теоретического обучения (два из них компьютерные) и 9 производственных мастерских, кроме того работают механический и заготовительный обувные цеха. Кабинеты и мастерские оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инструментами, учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, интерактивными комплексами, оргтехникой. Реализация в 2011-2012 году областной долгосрочной целевой программы «Доступная среда» способствовала укреплению материально-технической базы учреждения для успешного обучения инвалидов. Впервые к зданию был пристроен лифт, что позволило открыло возможности для обучения колясочников, а на прилегающей территории оборудован современный спортивный комплекс, адаптированный для инвалидов. Для слабослышащих учеников во всех кабинетах и мастерских имеется звукоусиливающее оборудование, в кабинете операторов ЭВМ - рабочие места для слабовидящих учеников, а в обувные мастерские приобретены современные рабочие места для ремонта и пошива обуви. Условия обучения и проживания тесно взаимосвязаны, так как 80 % обучающихся проживают в благоустроенном общежитии (80 койко-мест). В комнатах имеется специализированная современная мебель, ортопедические матрацы и подушки, душевые кабины в санитарных комнатах приспособлены для инвалидов.

В библиотеке установлен компьютер для организации интернет центра, что при дальнейшем укомплектовании библиотеки флэшнакопителями с учебным материалом на доступных электронных носителях информации позволит обучающимся самостоятельно пользоваться и работать с учебным материалом при подготовке к занятиям, пользоваться браузерами при выходе в интернет для получения более глубоких знаний по профессиям.

5. Адаптация образовательных программ, учебно-методического обеспечения в системе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ и комплексное сопровождение образовательного процесса с внедрением здоровьесберегающих технологий.

В комплексе-интернате осуществляется обучение по адаптированным программам профессионального обучения, наиболее приемлемым к психофизиологическим особенностям инвалидов, с учётом особенностей состояния здоровья и индивидуальных возможностей учеников, применяются специализированные технические и программные средства обучения, осуществляется педагогическая коррекция учебного процесса.

При реализации основных программ профессионального обучения педагогические работники применяют самые современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые и ИКТ, проблемное обучение, конспекты опорных сигналов и знаково-контекстное обучение , применяются различные формы обучения, включая индивидуальные. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Выбор методов обучения в комплексе-интернате определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации обучающихся. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими учениками, создании комфортного психологического климата в учебной группе. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе. Проведение компьютерного тестирования, как основной формы проверки знаний обучающихся, снимает их эмоциональное напряжение и тревожность. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости ученикам предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, выраженное в проведении преподавателями и мастерами производственного обучения интерактивных физминуток с выполнением обучающимися комплексов упражнений на тренировку и разминку различных групп мышц, а также занятия обучающихся с доступной физической нагрузкой с учётом особенностей каждого обучающегося в тренажерном зале, на тренажёрах спортплощадки. Для лиц с ОВЗ организуются подвижные занятия адаптивной и лечебной физкультурой в специально оборудованном спортивном зале. Проведение преподавателем уроков физкультуры на спортивной площадке в различных формах позволяют поддерживать и укреплять здоровье обучающихся, привлечь их к здоровому образу жизни.

Ведется постоянная работа по повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, воспитателей, социального педагога, педагога психолога, медицинских работников. Повышению методического мастерства педагогов способствовала проведенная в 2014 году профессиональная переподготовка всех педагогических работников по программе «Педагогика и психология профессионального образования». Педагоги учреждения активно участвуют в работе социальной сети работников образования, имеют собственные сайты. Ведётся работа по поиску инновационных педагогических технологий, которые смогли бы улучшить методическое насыщение профессионального обучения инвалидов, повысить качество знаний обучающихся, а значит, и обеспечить их успешное трудоустройство в будущем.

При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся трудовых функций.

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов в комплексе-интернате осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения. В 2015-2016 учебном году в учреждении реализуется программа «Трудоустройство: поиск, проблемы, перспективы».

Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов в учреждении являются встречи представителей центров занятости и работодателей с выпускниками, индивидуальные консультации выпускников по вопросам трудоустройства. Эффективным является трудоустройство на квотируемые специально оборудованные для инвалидов рабочие места, а также организация рабочих мест для инвалидов по программам центров занятости с привлечением заинтересованных работодателей.

Таким образом, в учреждении в процессе слаженной совместной работы всех подразделений комплекса-интерната формируется единая образовательная среда , создаются комфортные условия для профессионального обучения и подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.